В детском и подростково-юношеском возрасте

Психическое развитие ребенка начинается с момента рождения, при непосредственном его контакте с окружающей средой. Первоначально этот контакт осуществляется посредством срабатывания безусловных и формированием новых условно-рефлекторных связей. Правильно организованное питание и санитарно-гигиеническое обслуживание ребенка способствуют установлению удовлетворительного физиологического комфорта деятельности его организма. Присутствие элементов хаоса в жизни ребенка (несвоевременное питание, перекармливание, нарушение режима сна и т.д.) приводит к нарушению функционирования физиологической системы, то есть к разрушению условно-рефлекторной деятельности маленького организма. Отправление биологических потребностей, тем не менее, в дальнейшем усложняется социальной природой контакта ребенка с окружающими его взрослыми людьми и, прежде всего, — с матерью. Общение матери с ребенком приводит к качественному скачку в психическом развитии, что делает период 1-го года жизни ребенка актуальным в плане развития его сенсомоторной сферы, а также годом формирования предпосылок эмоционального общения (Н. А. Менчинская, 1957; Д. Б. Эльконин, 1960; О. В. Баженова, 1983; Т. G. R. Bower, 1985, и др.). Именно от того, как будут складываться особенности эмоционального контакта взрослых с ребенком, в дальнейшем будет определяться путь формирования моторно-двигательной, игровой сферы. С этого времени игровая деятельность становится пока что единственной и доминирующей на протяжении всего периода дошкольного детства, посредством которой осуществляется психическое, в том числе интеллектуальное, личностное развитие.

Интенсивное развитие сенсомоторной сферы в процессе восприятия окружающего, двигательного взаимодействия приводит к накоплению опыта, формированию навыков практического интеллекта в манипулировании с предметами окружающего миpa. Такими предметами для ребенка в этот период жизни чаще всего выступают игрушки, предметы быта. Ребенок пытается воспроизводить различные действия с теми или иными предметами (игрушками), усваивая тем самым их функциональную принадлежность. Его первоначальные хаотичные (неупорядоченные) действия в дальнейшем приобретают характер целенаправленных движений. Наряду с формированием координационно-двигательной сферы, совершенствованием вестибулярного аппарата у ребенка возникают и все чаще проявляются точные дифференцированные движения по овладению навыками пользования различными предметами. Это происходит благодаря интенсивному включению ребенка в жизнь окружающих его предметов и явлений.

Помимо формирования двигательных навыков и умений в обращении с игрушками и предметами, ребенок, постигая речь, усваивает их знаковые (смысловые) образования. Таким образом, слово служит замещением, выполняет функцию знакового обоз­начения определенного действия или качества предмета. Все больше используя в своей игровой деятельности речь, ребенок качественно преобразовывает и сам процесс игры. В этих условиях формируются такие психические качества, как внимание, мышление и воображение, способность к фантазированию и т. д. Особое место в жизни ребенка дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра (Д. Б. Эльконин, 1960; Л. А. Люблинская, 1975; В. С. Мухина, 1985). Именно в возрасте 4 лет ребенок впервые говорит о том, кем бы он хотел быть. С этого возраста в играх детей обнаруживается мотивированность будущей профессиональной деятельности. Дети играют в «доктора и боль­ных», «учителя и учеников». При этом они не просто воспроизводят конкретные функции играющих, но и переживают все те проблемы, с которыми сталкиваются в процессе игровой деятельности. Игра также способствует усвоению определенных норм поведения, выработке устойчивых стереотипов. Подражая взрослым, дети тем самым усваивают культурно-исторический опыт общения и взаимодействия друг с другом, накапливают знания и способы их практического применения.

Важным условием, способствующим качественному скачку психического развития на протяжении всего периода детства, является социализация ребенка в конкретном микросоциальном окружении, то есть организация условий его воспитания и обучения, общения со взрослыми и сверстниками. В условиях семьи общение ребенка замыкается в кругу родственников и близких. Посещение детского сада значительно расширяет коммуникативные способности ребенка, усиливает эмоциональную насыщенность процесса общения. Ведь не случайно большинство детей, которые воспитывались лишь в условиях семьи, обнаруживали на первых порах трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Проблемы их социальной адаптации в условиях детского сада, начальной школы объективно сводятся к преодолению характерологических свойств личности — замкнутости, нерешительности, эмоциональной уплощенности; формированию способов коллективного общения и совместной деятельности, пр.

В целом период дошкольного детства знаменует собой интенсивное развитие интеллектуально-мнестической и личностной сфер. Это достигается благодаря формированию у детей произвольности психических процессов, а также проявлению у них потребностей и мотивов поведения в соответствии с возрастом. Уже начиная с 3—4-х лет, в игровой деятельности детей все чаще присутствуют элементы учебного процесса. В старшей и подготовительной к школе группам учебные занятия приобретают статус адекватной профессиональной учебной деятельности. Весь период старшего дошкольного возраста целиком подготав­ливает ребенка к переходу на новую ступень ведущей деятельности — учебе.

Проявление мнестических способностей своих детей родители замечают очень рано. Дети легко запоминают и воспроизводят услышанное, быстро расширяя свой словарный запас. Особенности механической зрительной и слуховой памяти лучше развиваются в связи с организуемыми занятиями в домашних условиях или в детском саду. Успешное формирование смысловой (логической) памяти у детей зависит от обучения их не только слушанию рассказов, сказок, но и способами их пересказа, переживания. В процессе таких занятий формируется устойчивость активного внимания. Произвольность внимания служит одним из важных признаков готовности ребенка к обучению в школе. Усидчивость, умение длительное время выполнять порученное задание определяют также сформированность мотивационных компонентов деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети пытаются показать уровень своих знаний, умений. Многие из них читают, производят счетные операции в пределах первого десятка и т. д. Но самое главное условие, свидетельствующее о психологической готовности к обучению в школе, является на­личие сформированной потребности к приобретению знаний посредством новых способов общения и деятельности, которые открывает школа.

В период обучения детей в начальной школе их интеллектуальные способности развиваются и раскрываются всесторонне. На передний план выступают особенности развития вербального интеллекта, что обусловлено способностью ребенка читать, усваивать материал на уровне второй сигнальной системы. Ребенок учится не просто считывать текст, но и воссоздавать при этом образное, смысловое содержание прослушанного или прочитанного. Все это позволяет ему значительно накапливать уровень знаний и определять возможные пути их применения. Наряду с развитием вербального интеллекта, навыки и практические действия не утрачивают своей актуальности у младшего школьника. Формирование умственных действий основывается на прежнем практическом опыте ребенка, что соответствует теории поэтапности процесса обучения (П. Я. Гальперин, 1959, 1965). С переходом ребенка в средние классы общеобразовательной школы его обучение приобретает характер целенаправленной учебной предметной деятельности.

Подростково-юношеский возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. Подростки начинают задумываться о своей будущей профессии. В учебной деятельности их интересы перераспределяются с учетом способностей, практических навы­ков профессиональной деятельности. В способах усвоения учебного материала познавательные психические процессы начинают приобретать качественно иную характеристику. В мышлении проявляется способность к абстрагированию, образованию новых понятий. Устойчивый произвольный характер имеют процессы внимания, памяти, интеллектуальной работоспособности. Характерной для данного возраста является склонность к теоретизированию с проявлением признаков личностного эгоцентризма. Так, анализируя те или иные стороны окружающей действительности, подросток не просто констатирует их, а пытается при этом показать свою личностную позицию, свое участие в возможных изменениях этих явлений, обнаруживая своеобразие эгоцентризма юношеского мышления.

Произвольность психических процессов позволяет подростку не только накапливать определенный объем знаний по изучаемым учебным дисциплинам, но и систематизировать их с учетом ведущих интересов. Активное внимание, устойчивая интеллектуальная работоспособность, способность к логическому осмыслению запоминаемого материала и отвлеченности мышления служат показателем уровня развития познавательных психических процессов в подростковом и юношеском возрастах.

Отличительной особенностью развития интеллекта в юношеском возрасте является формирование определенного стиля мышления, отражающего способность к избирательности и систематизации знаний. Учащиеся выпускных классов средней школы и ПТУ в своей непосредственной учебной деятельности больше обращают внимание на те предметы, которые определенным образом связаны с их интересами и приобретением будущей профессии. В процессе учебы у них формируются признаки того типа мышления, с которым в дальнейшем будет связана практическая деятельность. Например, ученик интересуется такими учебными дисциплинами, как ботаника, биология, имеет по этим предметам положительные оценки. Выбор им дальнейшей формы учебы связан с приобретением навыков профессиональной деятельности, где необходимо применение знаний, полученных в школе или другом учебном заведении. Формирование стиля мышления биолога или клинициста, инженера или работника сельского хозяйства будет осуществляться в процессе учебы и дальнейшей профессиональной деятельности. Все это создает предпосылки для формирования мировоззрения личности. Применение знаний, способностей теоретического мышления на практике и формирование навыков предметной деятельности определяют последующую жизненную позицию индивида в реализации своих профессиональных намерений, своего участия в преобразовании действительности. Таким образом, мировоззрение не просто выступает как цепочка знаний и практических умений, а как система убеждений, выражающая отношение личности к окружающему.

Кроме развития интеллектуальных способностей, формирования профессиональных интересов в рамках ведущего вида деятельности для подростково-юношеского возраста характерен поиск своего «я» и попытки реализовать себя в различных занятиях прямо не связанных с учебой. У многих подростков конкретные увлечения становятся доминирующими, что отодвигает учебу на второй план, а порой и существенно изменяет образ их жизни. В связи с этим возможны снижение успеваемости, конфликтные ситуации с преподавателями школы, родителями.

Для большинства подростков характерны увлечения и занятия, связанные с развитием физических качеств. Это обусловлено периодом интенсивного физического развития, потребностью в биологической двигательной активности. По данным опроса учащихся 8—11 классов, проведенного нами (В. Ю. Дмитриев, В. А. Худик, 1988), в учебных заведениях Чернигова, занятия физической культурой у них занимают первое место. При этом около 26% опрошенных регулярно занимаются физической культурой и спортом. С возрастом интерес к физической культуре падает и минимален в группе лиц от 22 до 25 лет. Это обстоятельство, очевидно, связано с прекращением общего физического роста, стабилизацией эндокринной системы, обменных процессов в организме человека, а также изменившимися условиями жизни, привычек поведения, уровнем притязания.

Общий анализ данных показал, что почти четверть опрошенных (24,3%) не имеют определенных устойчивых интересов и увлечений. Умственные занятия, где можно проявить творческие способности, привлекают лишь 14% лиц. Следует отметить, что в группе школьников актуальность учебы, как ведущего вида деятельности, начинает снижаться уже в возрасте 14—15 лет. Каждый четвертый (24,6%) предпочитает занятия, не требующие серьезных духовных и физических усилий, ориентированные скорее на пассивный отдых; 20% из числа опрошенных предпочитают духовному физическое развитие (стремление стать сильным, выносливым, независимым). Среди форм проведения досуга преобладают непродуктивный, информационно-потребительский и мануально-телесный типы занятий. Всего лишь 6% опрошенных отдают предпочтение технике, изобретательству, конструированию и 8% лиц называют любимой формой проведения досуга пошив одежды, ремонт жилья, автодело. К сожалению, интересы и увлечения, направленные на духовное развитие также оттеснены на задний план. Посещают театры, музеи, выставки, бывают на концертах классической музыки 12% опрошенных.

Тем не менее качественные изменения, происходящие в подростковом и юношеском возрасте, объективно ведут к значительному расширению сферы деятельности личности. Наряду с учебой, актуальны самоопределение, а также выяснение своей социальной роли в различных микросоциальных окружениях, обществе в целом. Это особенно заметно в подростковом возрасте, когда выражено стремление учащихся определить свое место в жизни, обществе, отношениях со сверстниками и взрослыми. Качественными новообразованиями этого возраста выступают особенности проявления самосознания личности, уровень развития личностной критичности-самокритичности, притязания и достижения личности.

В школьном возрасте самоактуализация и самовыражение личности осуществляются при непосредственном участии школьников в общественной жизни класса, школы. Выполнение общественных поручений с учетом индивидуально-психологических различий школьников способствует формированию коллектива, неформальных отношений. В младших классах социальная роль и статус личности ребенка во многом определяется учителем. В средних и старших классах отмечается стремление учащихся уже самостоятельно определить свой личностный статус в группе. При этом, одни ученики достигают этого путем самовыражения в учебе, другие — через достижения в спорте, а третьи — посредством приобщения к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ) и асоциального поведения (совершение краж, участие в драках) и т. д. Важно то, что для многих из них избранный вид активности и деятельности приобретает новый смысл, наполняется новым содержанием. Все это и отражает уровень социальной зрелости личности, особенности ее самовыражения и адаптации в кругу сверстников, взрослых.

Формирование и проявление личностных качеств осуществляется в конкретном социальном окружении подростка. В этих условиях определяется его социальный статус и роль, происходит приобщение к трудовой деятельности, в которой может проявиться активность, самостоятельность. Именно в условиях трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства молодые люди входят в систему реальных производственных отношений, открывают для себя возможность более широкого общения, апробации своих творческих способностей. К сожалению, вопросы трудовой деятельности подростков в нашей стране не получили должного правового обоснования и развития. Вместе с тем, именно целесообразно организованный общественно полезный труд позволяет подростку по-новому осмыслить актуальность учебы, значение полученных знаний и возможности применения их на практике, определить круг своих профессиональных интересов и, в конечном итоге, профессиональную ориентацию и выбор будущей профессии. Включение подростка в трудовую деятельность окажет положительное влияние и на его психическую сферу, позволит снять эмоциональную напряженность, устранить неудовлетворенность, конфликтность, обусловленные монотонностью и не всегда интересно организованным процессом обучения. Своевременное приобщение подростка к труду позволит также выявить зону сенситивного (чувственного) периода его перехода на новую социальную ступень зрелости. В противном случае подросток не сможет найти себя ни в учебе, ни вне ее. Он попытается самоактуализировать себя в тех отношениях и сферах деятельности, в которых обнаружит поощрение и наименьшее сопротивление. Нередко для подростков и юношей таким социальным окружением являются группы с антисоциальными, делинквентными формами поведения, оказывающие в дальнейшем существенное влияние на формирование и развитие их личности. По данным нашего исследования (В. Ю. Дмитриев, В. А. Худик, 1986), многие подростки и юноши обнаруживают тревожность в связи с проявлением в их среде насилия, тенденции к употреблению алкоголя и наркотиков, другие девиации поведения (табл. 2), которые разрушают нормальные человеческие отношения, изменяют ценностные ориентации.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: