II. Содержание программы
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Методологические основы специальной психологии | Предмет специальной психологии и задачи специальной психологии. Внутрисистемные и межсистемные связи специальной психологии, ее связь с другими науками. Принципы и методы специальной психологии. Области изучения детей с особенностями психического развития (детская психопатология, детская психиатрия, дефектология), задачи каждой из наук. Понятие терминов «аномальное развитие», «дизонтогенез», «дефективные дети». | |
Этиология и систематизация нарушений психического развития | Этиология и патогенез дизонтогений. Роль неблагоприятных биологических факторов в нарушениях психического развития детей.. Классификация видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека: ретардация (задержанное развитие), дисфункция созревания, поврежденное развитие, асинхрония. Характер психического дизонтогенеза на основе ряда патопсихологических параметров по В.В. Лебединскому. Нарушения в зависимости от времени возникновения: врожденные, приобретенные. По характеру расстройств: органические и функциональные нарушения. По степени распространенности патологического процесса: локальные и диффузные нарушения. По причине происхождения нарушения: биологического и социального характера. Психологические параметры дизонтогенеза. Частные и общие дефекты как параметры, связанные с функциональной локализацией нарушения. Асинхронии в развитии: ретардация, акселерации, их сочетание. | |
Общие и специфические закономерности психического развития. | Общая характеристика нарушений психофизического развития Основные категории нарушений развития у детей. Проблема нормы развития: среднестатистическая норма, функциональная норма; условия нормального развития ребенка; дефект: первичный, вторичный. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации | |
Особенности познавательной деятельности при разной структуре нарушений | Психологические особенности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Познавательные психические процессы детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями слуха. Познавательная сфера детей с ДЦП. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы. Познавательные процессы при РДА. | |
Особенности личности и межличностных отношений у детей с особенностями психофизического развития | Особенности личности детей с трудностями в обучении, обусловленных задержкой психического развития и их межличностные отношения. Особенности личности детей с интеллектуальной недостаточностью (общая характеристика. Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения. Особенности личности и межличностных отношениях детей с нарушениями речи. Типы личности при речевых нарушениях. Личность и межличностные отношения детей с ДЦП. Личность и межличностные отношения лиц с нарушениями слуха и зрения Особенности личности и межличностных отношений детей с РДА | |
Особенности социализации и социальной адаптации у детей с особенностями психофизического развития | Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Сущность, условия и критерии социализации. Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР. Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР | |
Компенсация и адаптация в специальной психологии | Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Компенсация: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная). | |
Психологические основы коррекционной работы | Понятие коррекция. Виды коррекции: прямая и косвенная. Ранняя коррекция отклонений в развитии Влияние коррекционной работы на формирование и развитие разных сторон психики ребенка с нарушениями в развитии. Управление психическим развитием ребенка с нарушением в развитии – непременное условие профилактики "вторичных" отклонений или их коррекции. Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями интеллектуального развития. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями зрения. Основы организации коррекционной психолого-педагогической работы с нарушениями слуха и речи. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом. |