Депривация, ее роль в возникновении психогенных расстройств у детей и подростков

Гурьева В.А.

Термин «депривация» означает недостаточность удовлетворения каких-либо человеческих потребностей. Понятие это сложилось в психиатрии и психологии в середине текущего столетия и в пос­ледующие годы стало все больше привлекать вни­мание ученых. Были выделены:

— депривация материнская (эмоциональная), возникающая в раннем детстве (R.Spitz, 1946) в связи с недостаточностью контакта с матерью; как клиническое выражение этой депривации были описаны аффективные, невротические и психотические расстройства, в частности, аналитическая депрессия (следствие нарушенного контакта с ма­терью);

— депривация сенсорная (лишение необходи­мой для жизнедеятельности информации; J.Vernon, J.Hoffman, 1956); неудовлетворенность потребности в накоплении знаний может стать фактором депри­вации и сопровождаться появлением внутренних невротических конфликтов (Л.И.Божович, 1979);

— депривация социальная — недостаточность контактов с окружающей средой, влияющих на психическое развитие ребенка («синдром Каспара Хойзера»), или нарушение уже сложившихся меха­низмов социальной адаптации (H.Hufer, 1954); она может привести к возникновению депрессий, тяжелых неврозов, психогенных психозов.

Были выделены и другие формы депривации. Применительно к психогениям в детском и подростковом возрасте депривация может рассматриваться как одна из форм психотравматизации (разлука с матерью, лишение ребенка родительского тепла, вни­мания, заботы, воспитание в Доме ребенка, яслях-пятидневках, интернатах, сиротских домах, длительное пребывание в соматических и психиатрических стационарах — «госпитализм» и пр.). Кроме того, депривация может сочетаться с другими травматизирующими факторами. Во всех этих случаях речь, как правило, идет о парциальной (частичной) депривации, не прекращающей, но задерживающей или искажающей психическое развитие ребенка и спо­собствующей возникновению психогений. Деприва­ция тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.

К настоящему времени систематизированы слу­чаи тотальной многоплановой депривации в ран­нем детском возрасте, когда речь идет не просто о психогенных расстройствах, а о тяжелых и необратимых нарушениях познавательной деятельности и психического развития ребенка в целом (О.Н.Куз­нецов, В.И.Лебедев, 1972).

Влияние изоляции от человеческого общества, «когнитивный и социальный голод» в период на­иболее бурного развития психики (ранний возраст) огромно. Легенды о вскормленных волчицами ос­нователях Рима (Ромуле и Реме), Маугли, которые якобы сохранили способность к психическому раз­витию и приобщению к человеческому обществу, заставили ученых задуматься о том, действительно ли у таких детей могут развиться речь, интеллект, человеческие эмоции. На этот вопрос отвечают свидетельства об уникальных случаях, являющихся достоверными историческими фактами.

В 1754 г. французский философ Этьен Кондиляк описал литовского мальчика, вскормленного медведицей. Когда ребенка нашли люди, он не проявлял никаких признаков человеческого разума, не умел говорить, ходил на четвереньках. Прошло много лет, пока он научился говорить и понимать человеческую речь, но развитие его психики на этом и прекратилось.

Подобные случаи были известны в Швеции, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии, России. Все найденные дети издавали нечленораздельные звуки, не могли передвигаться на двух ногах, обла­дали большой мышечной силой и ловкостью, име­ли острые зрение и слух.

В XVIII веке великий естествоиспытатель Карл Линней выделил в рампах вида «человек разумный» подвид «человек одичавший», обобщив все случаи воспитания детей животными. Он пришел к выводу, что у одичавшего человека не развита не только речь, но и человеческие сознание.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Одной на вид было лет 7-8, другой - года 2. Младшая вскоре умерла, а старшая прожила 10 лет. Её назвали Камалой. Из подробного дневника доктора Синга известно, что она долго ходила только на четвереньках, пила, лакая, мясо ела только с пола, по-волчьи скалила зубы и рычала. Боялась сильного света и огня. Стоять научилась только через 2 года ходить - через 6, выучила 6 слов через 4 года, 45 слов через 7 лет. В дальнейшем выучила 100 слов. В 17 лет по умственному развитию напоминала 4-летне­го ребенка.

Известен и. такой случаи. В Индии жители одной деревушки убили детенышей леопарда, а через два дня самка похитила 2-летнего мальчика. Он пробыл с леопардами 2 года, а затем его нашли. Мальчик обладал всеми особенностями «одичавше­го». На ладонях и коленях у него были мозоли, он бросался на кур, разрывал их на части и пожирал с необыкновенной быстротой. Научился стоять только через 3 года, но передвигался по-прежнему на четвереньках. К 9 Годам он ослеп и умер.

В 1956 г. в джунглях Индии был найден 9-летнии мальчик, проживший в волчьей стае 6-7 лет. По уровню развития он походил на девятимесячного. Первые признаки очеловечивания у него появились через 4 года. Все эти случай представляют собой естественные эксперименты, поставленные самой

природой.

Другой вариант искусственной полной задержки психического развития у детей явился результатом злого умысла человека. Около 350 лет назад индий­ский падишах Акбар поспорил с придворными мудрецами, которые утверждали, что дети заговорят на языке своих родителей даже если их этому не обучать. Акбар взял маленьких детей разных национальностей и поместил их в разные комнаты. 7 лет за ними ухаживали немые слуги. В результате ни один из детей не заговорил. Вместо речи они издавали бессвязные вопли и крики.

В Германии в 1828 г. сообщалось о Каспаре Хойзере, который ребенком (по неизвестным при­чинам) был замурован в погребе и провел там 16 лет. Человек, который приносил ему хлеб и воду, научил его стоять и ходить. Кроме своего имени и еще 2—3 фраз, он ничего сказать не мог. Его развитие соответствовало уровню развития 3-летне­го ребенка. Чувства были обострены, он свободно различал людей по запаху, хорошо видел в темноте. Через 3 года (ему было около 20 лет) его развитие стало соответствовать уровню 8-летнего ребенка.

Безусловно интересны опыты Г.Харлоу (1959) с обезьянами, выращенными без матерей. Полная их изоляция в течение б месяцев привела к тому, что их поведение в социальном, половом и материнском отношениях стало аномальным. Многие из них стали агрессивными, совершенно неконтактными. Попытки вылечить их оказались безуспешными.

Данные о полной депривации с необратимыми изменениями психики не имеют прямого отноше­ния к проблеме психогений и приведены здесь только для того, чтобы показать, насколько может быть велико значение неудовлетворения человечес­ких потребностей (депривация).

В 1924 г. появилась работа Л.С.Выготского (1960), в которой постулировалось следующее по­ложение: каждая психическая функция развивается на определенной стадии, в определенном возрасте (речь, счет, основные арифметические операции и пр.). Нарушение «своевременности» формирования каждой из них может привести к искажению пси­хического развития в целом.

Частичная сенсорная депривация описана и в художественной литературе («Без языка» В.Г.Короленко, 1895), и в специальной (аналогичный слу­чай: 20-летняя девушка приехала в Америку, не зная английского языка, у нее развился острый психогенный психоз с бредом преследования и страхами; после установления контакта на родном языке и стационирования симптоматика исчезла очень быстро). П.Б.Ганнушкиным (1904) было от­мечено, что реактивные параноиды появляются у слабых, неустойчивых, внушаемых личностей, ког­да они попадают в изолированное положение.

Подобные острые реактивные психозы развива­ются в условиях одиночного заключения. В этом случае накладываются разные психогенные пере­живания (привлечение к уголовной ответственнос­ти, предстоящее лишение свободы, социальная и сенсорная депривация). Посетив тюрьму и одиноч­ные камеры, Ч.Диккенс писал: «Медленное ежед­невное давление на тайные пружины мозга неизме­римо более ужасно, чем любая пытка», а по словам одного из декабристов, «изобретатели виселицы — благодетели человечества, придумавший одиночное заключение — подлый негодяй, это наказание не телесное, но духовное». Возникающая при изоля­ции сенсорная депривация играет роль психичес­кой травмы, проявляясь в переживаниях собствен­ной физической неполноценности, уродства. По этой модели могут развиваться дисморфофобии у подростков и «анорексия невроза» (см. клиничес­кий раздел).

Чем раньше ослеп ребенок, тем сильнее слепота отражается на душевном развитии (А.А.Крогиус, 1926). Вместе с тем как психогенный фактор слепо­та проявляется тогда, когда ребенок в состоянии понять, чего он лишился. Стараясь вытеснить это переживание, слепые отрицательно относятся к проявлениям сострадания. На дверях одной школы для слепых было написано: «Посетителям запреща­ется высказывать детям сожаление» (О.Н.Кузнецов, В.И.Лебедев, 1972). Лишенные возможности ви­деть, дети сосредоточиваются на собственных пере­живаниях и при соответствующих способностях размышляют над вечными вопросами, философ­скими проблемами. По свидетельству Диогена, не­которые древние философы добровольно лишали себя зрения (например, Демокрит). Учитель Цице­рона Диотот был слепым.

У детей, ослепших после того, как они научи­лись говорить, может возникать склонность к гиперкомпенсаторному фантазированию. Основой психогенных (невротических) реакций у них явля­ется комплекс собственной неполноценности.

Поражение органов слуха в раннем детстве при отсутствии специального обучения приводит не только к глухонемоте, но и к психическому недо­развитию. Глухота, развившаяся в более поздний период, чаще становится источником разных пси­хогенных расстройств. Если она развивается посте­пенно, как правило, формируется комплекс со­бственной неполноценности. Очень показательно в этом отношении откровение Бетховена в «Гейлингенштадском завещании» (1802): «...Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охва­тывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, боюсь, что люди заметят мое несчастье... такие испытания доводили меня чуть ли не до отчаяния». Э.Крепелин (1910) описал «бред пресле­дования тугоухих», основой для развития которого становятся психогенные недоверчивость и подозри­тельность. Такое болезненное состояние иногда заканчивается убийством лиц, кажущихся врагами.

Основой сенсорной и социальной депривации могут быть и ограничения в удовлетворении пот­ребностей в движении (детские церебральные пара­личи, костный туберкулез и пр.). О.Н.Кузнецов и В.И.Лебедев (1972) приводят такое наблюдение. Мальчик в возрасте одного года был госпитализи­рован в связи с тяжелыми параличами всех четырех конечностей и тяжелым дыхательным параличом. Он был помещен в респиратор (дополнительная сенсорная депривация). На 7-й день пребывания в респираторе у мальчика появились грезы, продол­жавшиеся 10 дней, содержание которых отражало его реальные переживания (разговоры с родными, пребывание дома, прогулки с родителями). Иными словами, в грезах осуществлялись нереализованные желания, недостающие впечатления.

Е.И.Кириченко, О.А.Трифонов (1969) описали у детей и подростков с церебральными параличами наряду с психическими расстройствами развитие определенных черт личности, укладывающихся в синдром изоляции (депривации). Это — ограниченность кругозора, односторонняя направленность интересов, психогенное фантазирование с яркими чувственными представлениями и образами. У боль­ных детей постепенно развиваются отгороженность, интравертированность, подчеркнутая и зафиксиро­ванная реакция на свой физический дефект, необ­щительность, малая доступность контакту, погру­женность во внутренние переживания. Самоизоля­ция ребенка от всего внешнего, возникающая как реакция на собственное физическое состояние, бывает очень сходна с той, что наблюдается при раннем детском аутизме (патологическая замкну­тость) Каннера, характерном для некоторых форм детской шизофрении. Очень важно найти связь аутизма в этих случаях с психогенными пережива­ниями, появлением сверхценных (сверхзначимых) переживаний своей недостаточности.

Установлено, что длительная сенсорная депри­вация может привести к эмоциональному стрессу.

СИСТЕМАТИКА ПСИХОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Попытки систематизировать психогенные травмы делались неоднократно. С большой долей условности их можно подразделить следующим образом.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

а) смерть на глазах ребенка;

б) убийство;

в) изнасилование.

2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзна­чимые для ребенка):

а) смерть матери, отца;

б) неожиданный уход из семьи любимого ро­дителя;

в) известие, что родители неродные, что ребе­нок приемный.

3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например: смерть матери, появ­ление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств, от­личающиеся определенным своеобразием. Это — стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожаю­щего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сра­жения, несчастные случаи, роль жертвы пыток). Предиспонирующие факторы (личностные ано­малии, органическая недостаточность) необяза­тельны.

5. Связанные с воздействием на внутренние пси­хологические комплексы ребенка.

6. Определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям лич­ности (тревожно-мнительные, истерические, сензитивно-шизоидные и пр.).

7. Сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

8. Психогенные травмы в периоды возрастных кри­зов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

9. Связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типу «куми­ра семьи», «золушки», по типу «ежовых рука­виц» и пр.).

10. Хронические психические травмы (неблагопо­лучная семья, закрытые детские учреждения, армейские условия).

11. Комбинация острых и хронических психоген­ных травм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: