Тема 10. Дефекты озвончения и их исправление

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соот­ветствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси», «пулка» вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф в).

При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твер­дого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя од­ной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собствен­ной гортани.

Затем таким же образом произносится звук с, который при вклю­чении голоса преобразуется в фонему з (с з______).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается
постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент
длительного произнесения ш (ш ж).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепле­ние и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно не­сколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от сло­га к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребен­ку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообраз­ных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ре­бенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: