double arrow

Тема 7. Ротацизм и его исправление


Разнообразные недостатки произношения фонем ри р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими звуками. Второй вид дефекта на­зывается параротацизмом.

Артикуляция звука р состоит в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем. Между верхними и нижними резцами сохра­няется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибри­руют (рис. 5).

Мягкий звук р (р') отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед (рис. 6).

Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма.

Часто звук р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярное р (от греч. velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сбли­жается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Про­ходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфичес­кое дефектное звучание.




Второй тип — увулярное р (от греч. uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.

Встречается и так называемое одноударное р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, виб­рация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхае­мого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание ще­ку. Это так называемое щечное р.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма (замена рзвуками р', л, л'г й (j), г, д).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый р, так и мягкий р'. Нередко однако при дефектном ротмечается нормальный р'. Иногда бывает и обратное явление. Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий, или массивный, или недостаточно пластичный язык.

Исправление ротацизма.В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука рнеобходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правиль­ного положения языка, получить так называемый фрикативный р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.



Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, получить фрика­тивный р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяж­но фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и пе­реместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный рна ма­териале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибра­ции. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с до­статочным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен нетолько голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого пов­торения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым обра­зом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже — с деснами верхних рез­цов или даже с альвеолами.

Упражнение может состоять вначале из двух- и трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Ра­ботать должен только язык при неподвижном положении нижней че­люсти.



В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завер­шается произношением гласного аили ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...).

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного рпод язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществля­ется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый р, то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким р'. Если же вна­чале получится мягкий р', то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым р.

Исправление звуков р, р' при различных видах нарушений

Поскольку звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, то и нарушения его бывают многообразными. Некоторые исследователи выделяют их более 30. Мы остановимся на нарушениях, наиболее часто встре­чающихся у детей.

Предрасполагающими факторами неправильного произноше­ния звука р являются следующие:

укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ние вверх кончика языка и передней части спинки языка;

слабость мышц языка;

неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

нарушения фонематического слуха.

1. Отсутствие звуков р, р'

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо за­метен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей, выходи комить звеей».

Выработка р проторного

(без вибрации кончика языка)

Подготовительный этап. Для правильного про­изношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрос­лый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе).

Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Воспитатель сам произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Вни­мание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. сТеперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует пока­зать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение че­люсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на нижней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни».

Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мяг­ким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нуж­но медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нуж­но обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.

Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не за­крывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з ... з ... з ... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. По­смотри теперь, как я подую!»

Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, под­нятый кверху кончик языка, завершается подготовительная ра­бота по произношению звука р. Ребенок слышит звук, близкий к з {именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р.

Путем повторения звука з при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует до­биться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.

Постановка звука. Ребенок произносит с указан­ной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук п, но без вибрации кончика языка. Если же вместо р будет слышаться ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук а, мы слы­шим звуки ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.

Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закреп­ляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кон­чика языка. Полученный звук р называется проторным. Он воз­никает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак, круг, мотор.

Автоматизация звука. Далее р проторный вво­дят в слова, где он находится в начале слова: рама, рыба, ру­ка; в середине: барабан, корова, пароход; в конце: топор, поми­дор, мухомор. С отработанными словами составляют предложе­ния. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произ ношение звука р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.

Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Подготовительный этап. У ребенка вос­питывается умение, как и при р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кон­чик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ре­бенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д {д.., д... д.,.). Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук р с вибрацией кончика языка (раскатистый р) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или много­кратно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указатель­ным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторо­ну, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка при­выкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), ма­лыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это уп­ражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполня­ют его.

Добившись вибрации кончика языка с механической помо­щью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно пе­реходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает доста­точно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность от­падает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической по­мощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации зву­ка р воспитатель рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых р стоит в начале слова: радио, ракета, раковина, рама, радуга, .рыба, ранец, рыбак, роза, ро­га, рука, рукавицы, робот, рожок, рукав, ружье, рак, рот, рубаш­ка, ромашка, розетка, ракетка, распашонка, ручка: в середине: барабан, баран, боровик, конура, корона, кукуруза, макароны, воробей, ворота, гитара, горох, муравей, парашют, пароход, перо, пирамида, пирог, сарафан, дорога, парус, фары, гора, Буратино, баранка, коробка, ведро, воронка, марка, горка, дро­ва, пробка, прутик, тропинка, урна, трава, труба, картина, ар­буз, морковь, фартук, круг, квадрат; в конце: забор, катер, сахар,

ковер, комар, топор, помидор, мухомор, зефир, кефир, пар, сыр, костер, светофор, трактор.

Затем воспитатель вместе с ребенком составляет предло­жения и записывает их под соответствующими картинками. На­пример: Рома красит раму краской. У барана крутые рога. Юра громко барабанит в барабан. Егор собирает крупные красные помидоры. У Раи в огороде растут морковь, помидоры, огурцы, картофель. Жора рубит дрова топором.

Звук р'.

После автоматизации р, используя прием подражания, до­биваются правильного произнесения р'. Длительный, раскатис­тый рпоследовательно соединяют с гласными и, я, е, в, ю, рас­тягивая при этомгубы в улыбку. Добившись правильного про­изношения р' в слогах, вводят слова, в которых он стоит в нача­ле:река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка; в сере­дине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец, перец, табурет, орех, море, аквариум, веревка, череш­ня, береза, гребешок, мандарин, пряжка, пряник, три, матреш­ка, корзина, погремушка, персик, крючок, стрекоза, сирень, брю­ки, гриб, прищепка, скворец; в конце: пузырь, фонарь, якорь, су­харь, календарь, букварь, дверь. С отработанными словами сос­тавляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы си­реневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сере­жи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик.

(Материал для автоматизации рир'в стихотворениях см.на с. 229)

2. Искажения звуков р, р'

Горловое произношение звука р обычно называют картавос­тью. Картавость встречается часто удетей и взрослых. В ред­ких случаях она устраняется без специального вмешательст­ва, иесли еене исправлять, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, чтовиб­рация образуется колебаниями не кончика языка, а маленько­го язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука р счи­тается правильным во французском, немецком и некоторых дру­гих языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невоз­можно, а горловой произносится свободно. Исправление горло­вого р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык непо­воротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж {при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки ш и ж, надо сразу приступать к постановке рпроторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизи­ровать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребе­нок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правиль­ный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы само­контроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком рувеличивают постепенно. Сначала ре­бенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рас­сказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоен­ном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук рв самостоятельной речи.

Боковое произношение звука р.При боковом произношении рвместо правильного звука слышится рль, это происходит от быст­рого соединения звуков ри л'. Кончик языка при таком произноше­нии рне колеблется, язык весь повернут так, что одна его боко­вая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук, в ре­зультате чего получается рль. Такое произношение рчасто со­четается с боковым произношением шипящих и свистящих зву­ков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий не­чистый звук л'. Посмотрев на артикуляцию ребенка, мы увидим, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько силь­ным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. Исправление бокового произношения росуществляется следующим образом.

Подготовительный этап начинают с гимнастики языка и губ. При рбоковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции тре­буется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука. Выработать вибрацию кончика язы­ка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят рпроторный. Проторный звук усваивается ребенком, как правило, без особого труда. Нужно, чтобы ребенок пользовался рпроторным постоянно: вво-

дить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Толь­ко после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас попробуем завести мотор». При этом используется механическая помощь. Когда виб­рация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука.

Автоматизация звука. Правильный звук р закрепля­ется в словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Обычно переход от р проторного к раскатистому осуществляется легко и быстро.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на соче­тание иг. От правильного произношения оно отличается, во-пер­вых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот; во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут в глубь рта. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Нгому нгазбудил уданг гнгома».

При исправлении носового произношения звука р подгото­вительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же».

Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фити­лек к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него,— ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколь­ко раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка.

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом че­рез рот (в, ш и др.). со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (лг, я). Прикладывая ватку, следят за струей выходя­щего воздуха.

Попросив ребенка произнести звук р, воспитатель говорит: «Ты неправильно произносишь р, у тебя воздух идет в нос. Послу­шай, как я скажу». Произносит звук р длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим.

Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука р. Можно также вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предло­жить ребенку при открытом рте присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается корот­кая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и да­лее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Автоматизация звука проводится в обычном по­рядке.

Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)

Замена звука р звуком л. Язык при звуке л, как и при р, поднят кверху, но кончик его, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к небу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка. Фразу Рому разбудил удар грома ребенок произносит так: «Лому лазбудил удал глома».

Замена звука р звуком / (ja). Когда ребенок произносит звук / вместо звука р, у него поднимается средняя часть спинки языка, т. е. язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным. Такое положение языка легко увидеть, если предложить ребенку сказать несколько раз протяжно звукосочетание рррааа. У него бу­дет получаться «jjjaaa», мы заметим, что спинка языка подни­мается, а кончик опущен. Звук /, которым заменяется р, в сочета­нии со звуком а дает я, в сочетании со — ё, с э — е, с у — ю. Вот почему воспитатели и родители при этом дефекте считают, что ребенок заменяет р на я, ё, е, ю. Ребенок говорит так: «Ему язбудил удай гьёма».

Замена звука р звуком ы. При этой замене активную роль в ар­тикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта. Чтобы увидеть положение языка ребенка, можно предложить ему, широко открывая рот, произнести слитно звукосочетание ара. Будет видно, что после звука а язык отодвигается назад и задняя часть его спинки поднимается вверх. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Ыому ыазбудил удаы гыома».

Замена звука р звуком г.

В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким небом — в этот момент слышится звук г, переходящий в х при опускании задней части спинки языка. Ребенок говорит: «Гхому гхазбудил удагх гхома».

Замена звука р звуком в. При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднима­ется к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различе­ние на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их арти­куляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания об­разцу.

Постановка звукар при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка;

при замене звука р звуком в не следует вызывать р про-торный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними рез­цами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Автоматизация звука р проводится так же, как и при его отсутствии (в словах, фразах, стихотворениях). Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчи­вается.

Необходимо провести дифференциацию звука р и егозаменителя, иначе при обучении письму может снова возник­нуть замена р на л или /, ы, г, в.







Сейчас читают про: