Тема 12. Основы бизнес-панирования

ВОПРОСЫ

1. Общая характеристика бизнес-плана предприятия

2. Цель разработки бизнес-плана. Основные задачи, решаемые в ходе бизнес планирования

3. Структура бизнес-плана и характеристика разделов проекта

4. Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования.

12.1. Общая характеристика бизнес-плана предприятия

Центральным звеном организации любого бизнеса является планирование. Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности вообще. Вообще планирование позволяет:

1.руководителям мыслить перспективно, а не жить одним днем;

2.четко координировать действия;

3.устанавливать основные показатели деятельности, которые поддаются контролю;

4.определить конкретные задачи;

5.предвидеть ожидаемые перемены;

6.установить взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Одним из важнейших инструментов системы планирования является разработка развернутой экономически обоснованной программы действий, так называемого бизнес-плана.

По определению Алексеевой бизнес план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создание новых видов бизнеса.

По мнению Огородниковой бизнес план – это документ который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем.

Бизнес план – это комплексный документ отражающий важнейшие аспекты и показатели дающие объективное и целостное представление о будущем или начинаемом проекте или предприятии. Бизнес план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Бизнес план – это объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, основных показателях эффективности проекта, о чувствительности, определяет зоны риска, предполагает пути их снижения.

В нем решаются как внутренние задачи связанные с управлением предприятием, так и внешние обусловленные установлением контактов и взаимоотношением с контрагентами. При разработке бизнес плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон: заказчика б.п., муниципальных органов, подрядных фирм осуществляющих технические изыскания, проектирование, строительство, монтаж оборудования, потребители использующие продукцию или услуги.

12.2. Цель разработки бизнес-плана.

Основные задачи, решаемые в ходе бизнес планирования

В связи с тем что бизнес план представляет собой результат исследований и организационной работы имеющей целью изучение конкретного направления деятельности организации на определенном рынке в сложившихся условиях, он опирается на:

1)конкретный проект производства определенного товара;

2)всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации целью которого является выявление его слабых и сильных сторон, специфических отличий от других организаций;

3)изучение финансовых, технико-экономических механизмов используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес план позволяет решать целый ряд задач основными из которых являются:

1.оценка жизнеспособности и устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

2.конкретизация перспектив деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития;

3.создание основы для привлечения внимания, интереса и поддержки потенциальных инвесторов;

4.получение ценного опыта планирования развития перспективного взгляда на организацию и ее среду;

5.изучение емкости и перспектив развития будущего рынка сбыта;

6.оценка затрат необходимых для изготовления и сбыта продукции, соизмерение их с ценами для определения потенциальной прибыльности проекта;

7.выявление соответствия кадров предприятия и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;

8.оценка всевозможных подводных камней.

Основной целью разработки бизнес плана является планирование деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.

Основные этапы разработки бизнес плана:

1.сбор информации о требованиях к бизнес плану в избранной отрасли и масштабах деятельности;

2.определение целей к подготовке бизнес плана. Цели определяются перечнем тех проблем которые необходимо решить с его помощью;

3.точное определение целевых инвесторов;

4.установление общей структуры создаваемого документа;

5.сбор информации необходимой для разработки каждого раздела плана;

6.непосредственное составление бизнес плана;

7.проведение предварительной экспертизы бизнес плана, после чего он может быть представлен инвесторам или кредиторам.

Бизнес план выполняет 4 основные функции:

1.связана с возможностью использования бизнес плана для разработки общей концепции генеральной стратегии бизнес плана;

2.дает возможность оценить и корректировать развитие деятельности предприятия;

3.привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);

4.привлечение на приемлемых условиях к реализации планов предприятия потенциальных партнеров.

Бизнес план классифицируется по следующим основаниям:

1)тип проекта (по основным сферам деятельности в который сущ. проект)

– технические,

– организационные,

– экономические,

– социальные проекты,

– смешанные;

2)класс проекта (по составу, структурере проекта и его предметной области)

– монопроект,

– мультипроект,

– мегопроект;

3)масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир):

а)мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты,

б)межгосударственные, региональные, межрегиональные, отраслевые, международные, национальные, межотраслевые, корпоративные, одного предприятия;

4)длительность проекта (например по степени финансовой, экономической и др. сложности)

– краткосрочные до 3-х лет,

– среднесрочные от 3-х до 5 лет,

– долгосрочные свыше 5 лет;

5)вид проекта (по характеру предметной области проекта)

– инновационный,

– учебно-образовательный,

– организационный.

Преобладающее большинство бизнес планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от всех перечисленных оснований классификации. Бизнес план охватывает длительный период.

Различие между бизнес планом и стратегическим планом:

1)бизнес план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них. Бизнес план всегда направлен на развитие;

2)стратегические планы это обычно планы с растущим горизонтом времени, а бизнес план имеет четко очерченные временные рамки;

3)в бизнес плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и т.п.) имеют более весомое значение чем с стратегическом.

Бизнес планы могут разрабатываться в различных модификациях в зависимости от назначения (например, по бизнес линиям – продукция, работы, услуги, по новому предприятию, по действующему).

Бизнес план служит для:

1.выработки стратегии выживания предприятия,

2.составление плана проведения различных процедур;

3.для организации управления предприятием в конкурентных условиях или в кризисных состояниях и т.д.

12.3. Структура бизнес-плана и характеристика разделов проекта

На сегодня в Российском законодательстве не существует единой установленной процедуры бизнес-планирования, нет четких требований к структуре и содержанию бизнес плана.

Обычно основными элементами бизнес плана являются:

– титульный лист,

– вводная часть (резюме проекта),

– аналитический раздел,

– содержательный раздел (сущность проекта),

– раздел внутрифирменного планирования.

Ключевые моменты бизнес-планирования это оценка инициаторами проекта:

1.возможности, необходимости и объема выпуска продукции;

2.потенциальных потребителей;

3.конкурентоспособности продукта на внешнем и внутреннем рынках;

4.своего сегмента рынка;

5.показателей эффективности инвестиций;

6.наличие капитала у инициатора.

Как правило бизнес план включает 9 разделов:

1.резюме,

2.общая характеристика предприятия,

3.анализ рынка и основный конкурентов,

4.производственный план,

5.план маркетинговой деятельности,

6.организационный план,

7.финансовый план,

8.план по рискам,

9.приложение.

В качестве альтернативы бизнес плану может выступать технико-экономическое обоснование. К сожалению Российская специфика инвестиции капитала усложняет процедуру разработки бизнес планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести: уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес плане показателей; планирование банковских и налоговых ставок; перевод рублевых показателей в валюту; проблемы оплаты поставок из-за кризиса не платежей; недостаточность информационных и статистических данных.

Т.к. бизнес план является главным документом внутрифирменного планирования на предприятии, то возникает вопрос в какой мере при его разработке следует использовать опыт составления тех.пром.фин. планов. В условиях переходного периода бизнес плана должен быть: планом изучения рынков и конкурентов, производственной, финансовой, хозяйственной, рисковой деятельности и продаж, своеобразной трансформацией годового тех.пром.фин. плана.

Необходимо чтобы бизнес план отражал Российскую деловую среду. В его структуру в отличии от западных бизнес планов должны входить разделы дающие четкие ответы на вопросы: понимают ли организаторы бизнеса проблему качества и каким образом собираются ее решить; в состоянии ли они справиться с управлением себестоимостью и могут ли обеспечить ее приемлемый уровень; какова ситуация на рынке инвестиций, специфика инвестиционной ситуации в регионе; видят ли они данный бизнес со всех необходимых деталях и представляют его развитие во времени и пространстве.

12.4. Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования

На основании документов финансового плана рассчитываются показатели эффективности бизнес-плана:

1. Показатели эффективности производственной деятельности на основе баланса и отчета о прибылях и убытках.

2. Показатели эффективности инвестиций на основе Кэш-фло (отчета о движении денежных средств) (рис.).

Неоднозначность получаемых при оценке эффективности результатов в значительной мере объясняет, почему многие экономисты для повышения надежности при выборе варианта инвестиционного проекта не ориентируются только на один из перечисленных выше показателей, а используют их полный набор или другие измерители.

Период окупаемости инвестиций PP (англ. payback period) предполагает определение того срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций.

Если же сформулировать суть этого метода более точно, то он предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций. Формула расчета периода окупаемости имеет вид ,

где PP - период окупаемости (лет); I0 - первоначальные инвестиции; CFt(å) - сумма денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

 
 


Рис. Критерии эффективности бизнес-плана

Чистая приведенная стоимость (NPV) может быть определена как разница между суммой денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта, дисконтированных к текущей их стоимости, и суммой дисконтированных текущих стоимостей всех затрат (денежных оттоков), необходимых для реализации этого проекта. Формула расчета чистой текущей стоимости имеет вид

,

где k - желаемая норма прибыльности (уровень доходности инвестируемых средств, который может быть обеспечен при помещении их в общедоступные финансовые институты). Иными словами, k - это цена выбора (альтернативная стоимость) коммерческой стратегии, предполагающей вложение денежных средств в инвестиционный проект; I0 (англ. investment) - первоначальное вложение средств; Cfi (англ. cash flow) - поступления денежных средств (денежные потоки) в конце периода t. Если чистая текущая стоимость проекта NPV положительна, то это будет означать, что в результате реализации такого проекта ценность фирмы возрастет и, следовательно, инвестирование пойдет ей на пользу, то есть проект может считаться приемлемым.

Рентабельность инвестиций PI (англ. profitability index) - это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы в расчете на 1 руб. инвестиций. Расчет этого показателя рентабельности производится по формуле ,

где I0 -первоначальные инвестиции; CFt - денежные поступления в году t, которые будут получены благодаря инвестициям. Очевидно, что если NPV положительна, то PI будет больше единицы и, соответственно, наоборот. Таким образом, если расчет дает нам PI больше единицы, то такая инвестиция приемлема.

Внутренняя норма прибыли или внутренний коэффициент окупаемости инвестиций IRR (англ. internal rate of return), представляет уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования. Формально IRR равен коэффициенту дисконтирования, при котором NPV равна нулю; то есть инвестиционный проект не обеспечивает роста ценности фирмы, но и не ведет к ее снижению. Этот показатель служит индикатором уровня риска по проекту: чем в большей степени IRR превышает принятый фирмой барьер, тем больше запас прочности проекта и тем ниже потери от возможных ошибок при оценке величин будущих денежных поступлений.

Каждый из перечисленных показателей отражает эффективность проекта с различных сторон, поэтому, оценивая инвестиционный проект, необходимо использовать всю совокупность показателей, формируя систему критериев-требований для выбора рационального варианта бизнес-плана:

1. Положительное сальдо накопленных реальных денег (разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности) в любом временном интервале. Отрицательная величина свидетельствует о необходимости привлечения дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

2. Приемлемое значение срока окупаемости, меньшее расчетного периода и срока возврата долга.

3. Значение NPV>0. Если чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта положительна, проект является эффективным (при данной норме дисконта), и может быть принят. Чем больше NPV, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном NPV, инвестор понесет убытки.

4. Индекс прибыльности (доходности, рентабельности) должен быть больше единицы.

Значение IRR должно превышать норму дисконта или стандартного уровня желательной рентабельности вложений, часто называемой барьерным коэффициентом. В рыночной экономике эта величина определяется исходя из депозитного процента по вкладам. На практике она принимается большей его значения на величину уровня инфляции и риска, связанного с инвестированием. В случае, когда IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвесторы предпочтут вкладывать деньги в прямые инвестиции, а не в банки. То есть инвестиции в данный проект оправданы, и он может быть принят. В противном случае инвестиции в проект нецелесообразны.

Разработку бизнес-плана предприятия необходимо осуществлять путем формирования сценариев развития и последующего выбора рационального варианта. Сценарный подход предполагает рассмотрение множества вариантов развития в зависимости от изменения внешней и внутренней социально-экономический среды. Прогноз развития организации фиксируется в сценариях, представляющих собой «гипотезы» о возможных состояниях системы в будущем, глобальные сочетания условий внешней и внутренней среды.

Формирование сценариев является распространенным сегодня приемом динамического анализа, позволяющим посредством рассмотрения некоторых предположений рассчитывать различные траектории развития исследуемого процесса. Задача сценариев – оценить последствия теоретически возможных путей развития для предмета исследования. В свою очередь, каждый из сценариев может быть реализован в нескольких вариантах. Вариант - небольшие (незначительные) изменения каких-либо параметров системы в рамках сценария. Чем больше генерируется и анализируется вариантов, тем выше эффективность адресных опережающих воздействий на конкретные подсистемы объекта управления.

Мировой опыт и отечественная экономическая практика свидетельствуют о том, что при планировании необходимо выполнять вариантные расчеты, позволяющие выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный с учетом влияния различных факторов. Путем сравнения из всех рассчитанных отбираются варианты, удовлетворяющие ограничениям на ресурсы и критериям эффективности проекта. С помощью сформированной системы индикаторов (критериев) из совокупности вариантов выбирается наилучший, который отражается в представленном на экспертизу бизнес-плане (как базисный вариант). Следовательно, бизнес-план - один из возможных вариантов развития в рамках определенного сценария.

Программные продукты, используемые в бизнес-планировании

Развитие рыночных отношений, выход российских предприятий на мировой рынок повышает требования к разработке бизнес-плана. Они должны содержать наиболее полный учет динамики реализации проекта, отвечать требованиям международных стандартов, что достигается с помощью использования специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Их применение при разработке и оценке бизнес-планов значительно улучшает качество последних, укрепляет авторитет инициаторов проекта, повышает его финансово-экономическую привлекательность.

В настоящее время существует широкий спектр специализированных программных продуктов для бизнес-планирования. В России получили распространение несколько имитационных систем, используемых для создания и оценки инвестиционных проектов. В их числе пакеты прикладных программ COMFAR и PROPSPIN, созданные при UNIDO – Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, а также отечественные пакеты «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг» и программные комплексы «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК-Инвестор» фирмы «Инэк».

COMFAR является лицензионным пакетом, что значительно повышает авторитет выполненных с его помощью расчетов, однако повышает стоимость программного продукта, вследствие чего он не нашел в России официального признания, но неофициально распространен. Это - «закрытый» пакет, что является как достоинством, так и недостатком, в зависимости от целей, стоящих перед инвестором и инициатором проекта. Термин «закрытость» означает невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов расчетов.

Существенным достоинством системы COMFAR является большой объем выдаваемой графической информации для наглядного представления результатов расчетов, а также оценка не только коммерческой, но и экономической эффективности на основе имитации потока реальных денег. Основным недостатком пакета является невозможность адекватно описать условия реализации проекта в странах с переходной экономикой.

Пакет PROPSPIN представляет собой «информационную систему предварительной оценки проекта» на основе электронных таблиц. Отличительной чертой PROPSPIN является его интегрированность, то есть возможность пользователя видеть одновременно на экране и входные данные, и их финансовый результат. Пакет не является средством проведения полного финансового анализа, а лишь предварительного. При составлении бизнес-плана система может быть использована только как вспомогательное средство.

Пакет «Альт-Инвест» реализован как вычислитель на электронных таблицах EXCEL или MS WORKS. Предоставляет большие возможности пользователю по адаптации системы к изменению условий реализации проекта, а также к введению дополнительных показателей, однако является «открытым» - плохо защищенным от ошибочных действий. В силу «прозрачности» используемых алгоритмов лучше других пакетов приспособлен для целей обучения. Имеет налоговый блок, полностью соответствующий российским условиям; предусматривает возможность учета реинвестирования свободных денежных средств. «Альт-Инвест» выпускается в русско- и англоязычном вариантах, предусматривает возможность расчета в двух валютах.

Программы комплексно решают следующие задачи: анализ производственно-финансовой деятельности предприятия; подготовка антикризисного перспективного плана развития; разработка и оценка бизнес-плана в соответствии с российскими и международными стандартами; оценка финансовой привлекательности предприятия; детальный самостоятельный анализ подготовленного бизнес-плана с указанием на ошибки и причины их возникновения, а также с замечаниями к бизнес-плану, исправление которых желательно, но не обязательно; оценка вероятности реализации бизнес-плана на основе автоматически подготовленного заключения по финансово-экономическому состоянию предприятия на момент реализации проекта; проведение анализа чувствительности инвестиционного проекта; возможность учета в расчетах чистой ликвидационной стоимости.

«Закрытый» пакет «Project Expert», применяемый для подготовки бизнес-планов, отличается от вышеперечисленных продуктов системностью при решении многих задач, учетом специфики национальных условий. «Project Expert» – компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия ‚ вне зависимости от его отраслевой принадлежности и масштабов, средство подготовки бизнес-планов международного образца. Пакет является автоматизированной системой планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационных моделей денежных потоков и предназначен для решения следующих задач:

· разработка безупречно оформленного бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с международными стандартами и требованиями с учетом специфики и особенности условий стран переходного периода;

· оценка и анализ эффективности проекта на основе общепринятых финансовых показателей в соответствии с требованиями методики UNIDO;

· анализ чувствительности проекта посредством варьирования ключевых факторов в соответствии с различными сценариями развития;

· анализ текущего и перспективного состояния предприятия, определение будущей потребности в денежных средствах;

· определение схемы финансирования, оценка возможности и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;

· формирование стандартных финансовых документов и расчет наиболее распространенных финансовых показателей в различные периоды времени с помощью динамической модели денежных потоков (Cash-Flow);

· контроль за ходом реализации инвестиционного проекта, моделирование критических ситуаций и путей их преодоления.

Инструментальные средства «Project Expert» позволяют пользователю сформировать модель действующего на рынке предприятия, адекватно отражающую его операционную деятельность в окружающем социально-экономическом пространстве.

Работа с «Project Expert» может быть представлена следующими шагами: построение модели; определение потребности в финансировании; разработка стратегии финансирования; анализ финансовых результатов; формирование и печать отчета.

Перед работой с «Project Expert» пользователь должен подготовить исходные данные и привести их к единой дате. При этом для получения результатов финансового анализа используются следующие данные:

1.Общеэкономические факторы, характеризующие социально-экономическую среду и отрасль: общие данные о проекте (наименование, исполнитель, дата начала и длительность); выбор валют, текущего обменного курса и тенденциях его изменения; прогнозируемые по годам показатели инфляции, в том числе по составляющим в структуре поступлений и затрат; ставки налогов различных типов; уровни процентных ставок по банковским кредитам.

2.Календарный инвестиционный план: структура инвестиций (объемы затрат, даты и сроки выполнения стадий проекта, условия амортизации). При этом все данные об инвестиционных затратах и поступлениях вводятся в текущих ценах с последующей автоматической корректировкой в процессе расчетов в соответствии с прогнозом показателей инфляции и расчетной датой платежа.

3.Факторы, характеризующие рынок и сбыт продукции: план сбыта (перечень продуктов и услуг, стратегии и условия продаж, прогнозируемый физический объем сбыта и цены каждого вида продукции на внутреннем и внешнем рынках); план маркетинга (затраты на рекламу, продвижение продукции, стимулирование спроса, транспортировку и т.п.).

4.Факторы, характеризующие производство продукции или услуг: прямые производственные издержки (сырье, материалы, комплектующие, сдельная заработная плата), общие (постоянные) издержки; план по персоналу (должности, количество, условная оплата административно-управленческого, производственного персонала и сотрудников служб маркетинга).

5.Факторы, характеризующие финансовую стратегию капитала проекта: собственный (акционерный) и заемный капитал, условия и объемы его привлечения; данные об использовании прибыли (выплата дивидендов, размещение на депозит и т.п.).

Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или проводится предварительный экспресс-анализ проекта, в системе «Project Expert» в первую очередь вводятся следующие исходные данные: дата начала и длительность проекта; перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта; валюта расчета или две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения; перечень, ставки и условия выплат основных налогов; для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести данные: об инвестиционном плане, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов; операционном плане, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.

Для определения потребности в финансировании осуществляют предварительный расчет проекта. В результате определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом один месяц. После определения потребности в денежных средствах разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность описать два способа финансирования: посредством привлечения акционерного капитала; посредством привлечения заемных денежных средств. Кроме того, имеется возможность промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).

В процессе расчетов «Project Expert» автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы: отчет о прибылях и убытках; бухгалтерский баланс; отчет о движении денежных средств; отчет об использовании прибыли. По данным бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов на основе наиболее широко распространенных и используемых в международной практике показателей (срок окупаемости, индекс прибыльности, чистый приведенный доход, внутренняя норма рентабельности).

Возможна реализация сценарного подхода: пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

После завершения анализа проекта формируется отчет. В «Project Expert» предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть включены не только стандартные графики и таблицы, но и построенные пользователем при помощи специального редактора. Для осуществления контроля за ходом реализации проекта в «Project Expert» предусмотрены средства для ввода текущей информации.

Рассмотренные пакеты не исчерпывают весь спектр программных продуктов, используемых при подготовке и анализе бизнес-планов. В последнее время в связи с высокими потребностями рынка и совершенствованием технического и программного компьютерного обеспечения появляются более совершенные версии существующих и принципиально новые программные продукты.

Цели оценки эффективности:

§ анализ ситуации;

§ анализ капиталовложений;

§ выбор наиболее эффективного проекта;

§ поддержание оптимальных прибылей;

§ финансирование роста;

§ обеспечение возврата средств.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применитель­но к интересам его участников. Различают следующие показате­ли эффективности инвестиционного бизнес-проекта:

• показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-про­екта для его непосредственных участников;

• показатели бюджетной эффективности, отражающие фи­нансовые последствия осуществления бизнес-проекта для феде­рального, регионального или местного бюджета;

• показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвес­тиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное изме­рение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих ин­тересы города, региона или всей России) бизнес-проектов реко­мендуется обязательно оценивать экономическую эффектив­ность.

Следует четко представлять масштаб бизнес-проекта с тем, чтобы быть в состоянии подготовить обоснованные прогнозы по инвестиционным, производственным и маркетинговым зат­ратам. Поскольку бизнес-проекты нередко выходят за границы производственной площадки родительской организации, необ­ходимо определить предельные возможности проекта, т. е. вы­полнить расчеты затрат и оценки, а также сформулировать предложения относительно поставок комплектующих и выво­за продукции. Поэтому «масштаб проекта» должен охватывать всю деятельность, планируемую на строительной площадке предприятия; вспомогательные операции, относящиеся к про­изводству, удалению и обработке отходов; внезаводские пере­возки и хранение комплектующих и продукции, а также жи­лищное строительство, образовательную и рекреационную де­ятельность.

Основной причиной такой тщательной подготовки является необходимость контроля за материальным и продуктовым пото­ками и не только в ходе производства, но и на предыдущих и последующих этапах. Кроме того, это позволит решить, кто дол­жен осуществлять внешние перевозки - сам инвестор или тре­тья сторона, т. е. поставщики комплектующих или дистрибью­теры готовой продукции.

Для лучшего понимания содержания, структуры и масшта­ба бизнес-проекта, а также облегчения расчетов инвестицион­ных, производственных и маркетинговых затрат необходимо разбить весь проект на функциональные компоненты, такие, как: производственные цехи, склады, административные здания и вспомогательные помещения, включая электрические, газовые, телефонные сети, водоснабжение, внутренние дороги, системы контроля качества, эксплуатационные подразделения и мастер­ские. Даже основное оборудование (например, вращающийся барабан на цементном заводе или большой вертикальный ба­шенный сверлильный станок на машиностроительном предпри­ятии) может рассматриваться как компоненты.

При определении масштаба проекта особое внимание сле­дует уделять всем возможным воздействиям на окружающую среду. Таким образом, безотходные технологии (например, за­мкнутые процессы) и технологии охраны окружающей сре­ды (например, фильтры и системы по удалению оксида азо­та) становятся важными компонентами проекта.

Исходные данные для расчета эффективности бизнес-проекта

Инвестиционные, производственные и маркетинговые затраты должны определяться или оцениваться максимально точно. Вместе с тем время и затраты, необходимые для получения таких данных, не всегда оправданы. Поэтому следует опираться на допущения. Когда это имеет место, в исследовании необходимо давать примечания. Источники данных должны всегда цитироваться в предынвестиционном исследовании для возможной последующей проверки их надежности и исправления.

Оценки инвестиционных затрат выполняются следующим образом:

• подготовка заявок по спецификациям в соответствии с количеством и ценами на единицу оборудования; это наиболее точный, но и наиболее дорогой и трудоемкий метод;

• использование цен из подобных проектов для расчета затрат, основанных на спецификациях и счетах на оборудование;

• использование параметров единичных затрат, выводимых из сравнимых действующих проектов, измеряемых, например, в затратах на 1 м3 замкнутого пространства или затратах на 1 м2 возводимой площади;

• оценка общих затрат на группы оборудования или функциональные части проекта, основанная на затратах сравнимых функционирующих проектов; в этом случае степень точности уменьшается, а вероятность упущения существенных частей проекта возрастает.

Оценки инвестиционных затрат, основанные на параметрах затрат и на общих суммах, следует корректировать, принимая в расчет:

• ежегодные темпы инфляции, изменения курсов валют;

• различия в местных условиях, например в климатических условиях, что может потребовать дополнительных расходов на кондиционирование воздуха;

• различные законы и нормы, например, на безопасность;

• доступность строительной площадки;

• возможные ошибки из-за нехватки надежных данных, неточностей в разработке предварительного проекта, в методологии, различные непредвиденные обстоятельства и т. д.

Надежность оценок производственных затрат зависит от наличия данных по материалам, персоналу и накладным расходам. Последние сложно оценить, особенно на этапе исследования возможностей инвестирования и предварительных технико-экономических исследований проекта.

Важными источниками данных для предынвестиционных исследований бизнес-проекта являются справочные данные, публикуемые специализированными банками данных, промышленными ассоциациями, производителями оборудования, банками развития и международными организациями. При использовании их следует принимать в расчет дату сбора, размеры предприятия и возможную экономию на масштабе, а также откуда поступили эти данные в страну. При этом рекомендуется указывать дату сбора информации, ответственное лицо или команду и использованные образцы и методы. Если применялись данные лабораторных тестов или пилотных заводов, то они должны быть кратко описаны.

Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора

Инвестиционное проектирование осложняется наличием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть уже на этапе предварительного ТЭО. В случае двух или трех возможных мест расположения или двух производственных программ с различными технологиями следует детально обосновать выбор какой-либо отдельной альтернативы наряду с описанием методов и формул, использованных в процессе отбора.

Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид:

КИ + КФ = ОК,

ПИ + ПФ = ОП,

ПИ/КИ = NПИ;

ПФ/КФ = NПФ,

где КИ - капитал инвестора;

КФ - капитал фирмы;

ОК - общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи

(ОК = КИ + КФ);

ПИ - прибыль инвестора;

ПФ - прибыль фирмы:

ОП - общая прибыль, подлежащая распределению между участниками

бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);

NПИ - норма прибыли капитала инвестора;

NПФ - норма прибыли капитала фирмы.

NОП = ОП/ОК,

где NОП - общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.

Можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:

NПИ ∙ dКИ + NПФ ∙ dКФ = NОП

Отсюда доли инвестора dИОП и фирмы dФОП прибыли в общей норме прибыли рассчитываются по формулам:

dИОП = (NПИ ∙ dКИ) / NОП;

dФОП = (NПФ ∙ dКФ) / NОП

Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования, это идея, для которой справедлива следующая целевая функция:

NПФ = (NОП - NПИ ∙ dКИ) / dКФ → max.

Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирают тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает эффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: