Общие принципы научно-психологического познания

Кроме психофизиологической проблемы, на которой мы остановились подробно выше, существуют и другие фундаментальные для нашей науки проблемы:

- психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами),

- психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств),

- психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др.

Разработка этих проблем ведется на основе общенаучных принципов, о которых мы уже упоминали:

1) объективности,

2) системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов

целостной психической организации);

3) развития (признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на др., возникновения новых форм психических процессов).

4) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их

факторов);

Эти прин­ципы научного познания в психологии являются предметом специального обсуждения в общей психологии, а в учебном плане студентов-психологов для дальнейшего размышления над методологическими проблемами, принципами и парадигмами психологического исследования предусмотрен специальный предмет «Методологические основы психологии».

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории сознания, образа, мотива, действия, личности и др. Эти понятия и подходы к их изучению и являются предметом дальнейшего рассмотрения в настоящем пособии.

Тестовые вопросы для самопроверки к главе 1

1. Б.Г.Ананьев в 60-х годах 20 века предложил следующие уровни изучения человека, кроме одного (указать лишнее): а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности;

г) социальный индивид; д) индивидуальность

2. Кем и когда была открыта первая в мире психологическая лаборатория?………..

3. В структуру психологической науки входит: а) генетика, б) физиология,

в) психолингвистика, г) математика, д) педагогика.

4.. Социально-психологические проявления личности, её взаимоотношения с людьми изучает психология: а) дифференциальная, б) социальная,

в) педагогическая, г) общая.

5. Самое существенное свойство психики – это… а) первичность;

б) субъективность; в) идеальность; г) раздражимость; д) материальность;

е) вторичность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Изучение отношения психики к её телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как: а) психофизиологическая; б) психосоциальная;

в) психопраксическая; г) психогностическая

7. Длительное изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути, принято называть исследованием:

а) пилотажным; б) лонгитюдным; в) сравнительным; г) комплексным

8. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом - это:

а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г) самонаблюдение.

Литература к главе 1.

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 2010

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2010

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (гл. 1,2,6), СПб, 2003

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,5.7). СПб. 2001

3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., Речь, 2003.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 2003

6. Смит Н. Современные системы психологии. / Пер с англ., под общ. ред. А. А/Алексеева, СПб, 2003

7. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д. Дж. И др. Введение в психологию. – М.: прайм-Еврознак, 2003.

8. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999.

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: