Психоаналитическое направление и психодинамические концепции

Основоположником психоаналитического направления является великий З.Фрейд, привлекший внимание исследователей к глубинам психики. В 1899 вышла в свет его книга «Толкование сновидений», в которой он на многочисленных примерах из своей клинической практики показывает, что «сновидение заменяет картиной, происходящей в настоящем, наши пожелания на будущее» или наши нереализованные потребности. Перефразируя декартовское «я мыслю, следовательно, - существую», Фрейд заявляет: «Я мыслю там, где не существую. Я существую там, где не мыслю». И возник образ айсберга, как модель психики, где над водой - только малая её часть, а остальное скрыто в глубинах океана. И появился афоризм «Сознание - размышляет, бессознательное - управляет».

Проверить или опровергнуть психоаналитическую теорию трудно из-за принципиального отказа З.Фрейда использовать количественные показатели, но в ней можно найти объяснение огромного разнообразия человеческого поведения с помощью минимального количества базовых понятий и идей. О них уже говорилось выше при характеристике неосознаваемых побудителей сознательных действий (2.2.2). Из психоаналитической теории Фрейда вышли разнообразные школы и концепции, представляющие, в целом, психоаналитическое направление в психологии. Часто это направление называют глубинной психологией или психодинамическим подходом. Согласно психодинамическим концепциям, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении определяется конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Психодинамика – это взаимодействие и взаимопереход в структуре психики сознательных и неосознаваемых процессов. К психоаналитическому подходу, кроме его основателя следует отнести также:

- аналитическую психологию К.Юнга, где ведущая роль отводится коллективному бессознательному, миллионы лет передающемуся из поколения в поколение и заставляющего человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям его культуры (2.2.2);

- индивидуальная психология А.Адлера, согласно которой определяющую роль в поведении и развитии человека играет воля к власти. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями взрослых, заставляя ребенка чувствовать свою неполноценность и стремиться к самоутверждению через успехи и достижения;

- трансперсональная психология, основателем которой является великий новатор С.Гроф, связавший воедино тайны человеческого существования и космоса. Его картография психики состоит их трех областей: 1) фрейдовского личного и биографического бессознательного, 2) трансперсонального (надличностного) бессознательного, которое включает в себя представления Юнга о коллективном бессознательном, 3) перинатального (околородового) бессознательного, наполненного символизмом и конкретными переживаними.

- транзактный анализ Э.Берна, разработанный им для практической помощи людям, испытывающим трудности в общении, и раскрывающий неосознаваемые детерминанты нашего поведения (стереотипные сценарии и роли, например, роль ребенка, родителя или взрослого).

Выше перечислены лишь несколько психодинамических концепций, представляющие сегодня самостоятельные научные школы, которые вместе с целым рядом других составляют психоаналитическое направление. Подробная их характеристика не входит в задачи нашего курса, так как является предметом дальнейшего изучения. Психоаналитическое направление очень разнообразно, имеет мощный выход в психотерапию и практическую психологию.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология— психологическое направление, возникшеев Германии в начале 20 века. Основные представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К.Левин) работали в Берлинском ун-те, поэтому гештальтпсихологию иногда называют Берлинской школой. В гештальтпсихологии получила разработку проблема целостности и создан целостный подход к изучению психики и сознания.

Единицей анализа психики выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений. Различные формы гештальтов изучались сначала на материале восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Было показано, что мы воспринимаем мир как организованное целое, а не сумму его частей. Люди не воспринимают вещи несвязанными и изолированными (хотя в реальности это нередко случается), а организуют их в процессе восприятия в осмысленные целостности. Были выявлены законы или принципы такого объединения элементов в целостные структуры, которые мы будем подробно изучать при анализе перцептивного процесса (восприятия) в следующем семестре.

При разработке проблем мышления М. Вертгеймер и К. Дункер ввели в психологию такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления.

В последующем в парадигме гештальпсихологии были изучены и социально-психологические явления, в частности, - разработаны законы развития группы как целостного организма (К.Левин).

Идеи гештальтпсихологии. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии возрос интерес к гештальтпсихологии, что нашло свое отражение в образовании международных ассоциаций гештальтпсихологов, «Общества гештальт-теории и ее приложений», а также институтов гещтальт-терапии и соответствующих тренинговых центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: