Возвращение к вопросу о структуре и содержании психики

Неосознаваемое проявляется в сознании, и мы рассмотрели различные формы его проявлений — иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, наконец, интегральные результаты надсознательных процессов. При изучении психики информативным оказывается совместное использование субъективных и объективных данных. Например, при образовании навыка анализ состава и качества выполнения действия вместе с речевым отчетом позволяет судить, насколько продвинулся процесс автоматизации, т. е. переход действия из сознания в сферу неосознаваемого.

Психика человека имеет сложную, вероятно, иерархическую структуру, включая сознание, как высшую интегративную форму приспособления к миру и многообразие неосознаваемых явлений. Отраженные в сознании предметы и явления мира отделены от наличных отношений субъекта к действительности, неосознанное отражение непроизвольно слито с отношениями и чувствами субъекта. Каждый из этих уровней отображения вносит свой вклад в регуляцию поведения и деятельности человека. Как говорил Л.С.Выготский, «бессознательное есть потенциально сознательное» и речь идет о разной степени сознательности и о сложных динамических взаимодействиях в психике сознательных и бессознательных элементов.

На рис.5 приведена схема из учебника А.Г.Маклакова, условно отражающая динамические взаимоотношения разноуровневых психических явлений. В ней

человеческое сознание изображено в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов. Внизу - неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). Это — технические исполнители, или “чернорабочие”, сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Рис. 5. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов

Наравне с процессами сознания расположены неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только обладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме. И наконец, процессы “надсознания” (III). Они развертываются в форме работы длительной и напряженной сознания множества людей, результатом которой является некий интегральный итог и обобщенный опыт, который возвращается в индивидуальное сознание в виде творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки или решения.

В разделе 1.3.3.первой главы настоящего пособия в структуре психики выделялись психические процессы, состояния и свойства, подчеркивалось, что в этих проявлениях или формах существования психики можно выделить познавательные и эмоционально- волевые компоненты (и говорить о соответсвующих сферах психики), а также – осознаваемые и неосознаваемые уровни. Сейчас эти знания получили некоторую конкретизацию.

Выше были показаны структура, содержание и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений в целостной динамической системе психики с точки зрения современной психологии. Каждое из современных психологических направлений, как уже говорилось, разрабатывает свой подход к изучению психики, сосредотачивая своё внимание на её главных (согласно определенным концепциям) компонентах – сознании, неосознаваемых явлениях, поведении и др. Поведенческая психология и бихевиористический подход был изложен в разделе 2.1.3. Продолжим знакомство с современными психологическими направлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: