«Сознание – это эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя, выраженная в словах способность человека отдавать себе отчет в том, что происходит» (В.М.Аллахвердов).
Согласно представлениям Б.Г.Ананьева, сознание есть общий эффект конвергенции труда, общения и познания человека. Посредством этих основных видов человеческой деятельности осуществляется интериоризация внешних действий, то есть их переход во внутренние, умственные действия.
Интериоризация – это процесс формирования внутренних психических структур, обусловленных усвоением структур и символов внешней социальной действительности.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, которая будет подробнее раскрыта в следующей главе пособия, свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация, как сведения о мире, при её осмыслении человеком становится знанием о мире, то есть идеальной моделью мира – так происходит интериоризация, то есть усвоение внешнего мира внутренним. Следовательно, сознание – это и совокупность знаний о мире внешнем и внутреннем.
Одной из характеристик сознания человека является наличие самосознания или осознания себя во взаимосвязи с другими и миром. Животное не отличает себя от своей жизнедеятельности. Человек же способен посмотреть на себя не только со стороны, но и глазами других людей. Самосознание отражается в «Я-концепции», «Я-образе» и самооценке человека.
Самосознание формируется благодаря:
- процессам рефлексии (отражение себя и того, как тебя воспринимают другие)
- и преодолению человеком в процессе своего развития эгоцентризма (неумения встать на иную, отличную от своей, точку зрения).
Сознание полисубъектно, так как сознательное отношение к миру может включать разные взгляды и поэтому более объективно, так как в нем представлен и опыт других людей. Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Ниже на схеме таблицы 1, иллюстрирующей структуру сознания, отмечено, что сознание включает как совокупность знаний, так и совокупность отношений или оценок.
Табл.1. Содержание сознания.
Сознание | |||
Совокупность знаний | Совокупность отношений | ||
об окружающей действительности | о себе | к окружающей действительности | к себе |
Cознание = самосознание + иносознание (через механизмы социализации, рефлексии и преодоление эгоцентризма) | |||
К свойствам сознания относят также:
- активность, так как сознание это не только внутренняя «картина мира», но и её построение и изменение;
- избирательность, так как в данный момент осознается только то, что значимо для человека;
- интенциональность или направленность сознания на внешние или внутренние объекты или людей;
- целеполагание, так как всё, что делает или не делает человек, имеет место для чего-то или зачем-то;
- критичность или оценочный характер сознания, лежащий в основе самоконтроля человека;
- морально-ценностный аспект оценок и отношений человека.
Таким образом, сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отображения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Забегая вперед, отметим, что, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между событиями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.