Культурно-историческая психология и психология деятельности

Культурно-историческая психология — направление в психологических исследованиях, заложенное Л.С.Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями, как в России, так и во всём мире.

Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, представители школы Выготского изучают роль опосредования (mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак, символ и миф в развитии высших психических функций личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях. Образно говоря, в то время как З.Фрейд, занимаясь проблемами бессознательного, заложил основы «глубинной психологии», Л.Выготский работами о вершинах сознания поднимал «вершинную психологию».

На основе культурно-исторического подхода, возникло направление, получившее впоследствии название психологическая теория деятельности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии будет подробнее изложен в следующей главе настоящего пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: