В поисках объективного критерия психики российские ученые использовали сравнительный метод и обратились к изучению филогенеза (процесс развития животного мира от простейших организмов до вида Homo Sapiens).
Логика научного поиска была такова: если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны именно с психикой, то можно будет сказать, где находится граница, которая разделяет непсихические (допсихические) и психические формы существования материи.
В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (1903-1979) предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин “абиотические”) воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими («Проблемы развития психики», 1959)..
С предложенным критерием связаны два фундаментальных понятия: «раздражимость” и “чувствительность”.
Раздражимость — это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
Чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные (абиотические), но объективно связанные с биотическими свойствами.
Когда речь идет о чувствительности, “отражение”, согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать” — значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
Адаптивное значение психики, с этой точки зрения, заключается в обеспечении более эффективного приспособления к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.
А. Н. Леонтьев провел сравнительный анализ психики и поведения животных с разным уровнем развития нервной системы в зависимости от условий их существования, который позволил выстроить логику эволюции животного мира с качественно отличающимися стадиями развития психики. В таблице 3 представлена схема эволюции психики в филогенезе, доработанная на основе трудов А.Леонтьева автором первого учебника по зоопсихологии К.Фабри. Каждая из двух основных стадий развития психики, согласно этой схеме, имеет ряд подуровней (а. б, с), которые подробно описаны в рекомендованной учебной литературе.
Табл.3. Схема А.Леонтьева- К.Фабри
Стадия психического отражения | Что отражается на данной стадии? | Как называется это отражение? | Формы поведения на данной стадии |
Элементарная сенсорная психика (а, в) | Отдельные свойства предметов | Ощущение | Инстинкты |
Перцептивная психика (а, в, с) Интеллект животных | Предмет в целом, в совокупности свойств | Восприятие | Навыки |
Связь между предметами в ситуации зрительного поля | Мышление (зачатки) | «Разумные» действия |
Согласно схеме, приведенной в табл.3, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики, которая, в свою очередь, обусловлена способом и уровнем получения информации об окружающем мире. Наивысший уровень развития психики животных находится на стадии предметного восприятия, которая формирует интеллектуальное поведение животных. Однако разумные действия животных связаны с удовлетворением основных биологических потребностей и ограничены рамками наглядных конкретных ситуаций; их основу составляют наследственные видовые программы. У «Homo sapiens» биологические процессы подчинены культурно-социальным факторам.
В биологии известен, хотя и вызывает много споров основной биогенетический закон или закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится, в главных чертах, эволюция вида (онтогенез повторяет этапы филогенеза).
Идея рекапитуляции не чужда и для социологизаторских концепций психического развития индивида: утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме повторяет, воспроизводит основные ступени исторического развития общества, прежде всего, – его духовной жизни, культуры. Суть такого подхода прекрасно выразил В.Штерн: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств,…находится в стадии млекопитающего; во втором полугодии, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего – обезьяны, и на втором году жизни, овладев вертикальной походкой и речью, - элементарного человеческого состояния. В пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу,…- онтогенетическая параллель вступления человека в культуру…. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени». Таким образом, до овладения вертикальной походкой в психическом развитии человеческого индивида воспроизводится эволюция животных, а затем – история духовной культуры общества. Эта метафора не лишена оснований.
Огромное влияние на развитие мировой психологической науки оказала культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского, о которой далее пойдет речь.