Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки

Обобщая характеристику направлений психологии, сформулируем кратко предмет, основной метод его изучение и вклад в развитие психологии (табл. 2).

Все психологические направления и концепции – это поиск ведущих детерминант психики и, по сути, попытка с разных сторон подойти к решению вопросов о механизмах, целях и смысле человеческого бытия.

Представители гуманистической психологии доказывают, что человек самодетерминирован – он сам себя определяет и способен противостоять будто бы обуславливающим его поведение (по утверждению иных концепций) стимулам физической и социальной среды. Главная характеристика истинного человеческого существования, по В.Франклу, – в возвышении над условиями жизни, в

трансцендентности. Гуманистическая и экзистенциальная психология возвращает

психологов к «вечным», но не менее актуальным для современного человека

вопросам, сформулированным ещё в античные времена: о познаваемости психики,

первичности-вторичности бытия и сознания, происхождении и развитии психики и сознания.

Проблемы эволюции психики и сознания, психической регуляции и детерминант поведения человека разрабатывались в 20-м веке представителями российской психологической науки, исследованиям которых будет посвящена третья глава настоящего пособия.

Табл.2.Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях:

  Направление психологической науки   Предмет исследования   Главный метод исследования   Вклад в развитие науки
Интроспективная психология Сознание Эксперимент, основанный на самонаблюдении испытуемого Внедрение в психологию экспериментального метода
Бихевиоризм Поведение Эксперимент с регистрацией объективных данных Включение поведения в состав предмета исследо­вания психологии
Психоанализ Бессознательное Клинический анализ ассоциаций, сновидений, ошибочных действий и др. Изучение сферы бессознательного, её роли в мотивации поведения и дея­тельности, описание механизмов психологической защиты
  Гештальт- психология   Целостные структуры психики Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей Разработка принципа целостности в исследовании психических явлений
  Когнитивная психология     Познавательные процессы Эксперимент с микроструктурным анализом познавательного процесса Изучение психики как системы когнитивных операций по переработке информации  
  Деятельност ный подход   Психика как функция деятельности   Эксперимент Изучение психики в деятельности и развитии, психической регуляции и структуры деятельности
Гуманистичес кая психология Смысловые структуры и ценности личности: самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение Диалогическая беседа Предложение новой методологии познания уникальности человека, разработка идеи самоактуализации
  Предлагаем продолжить характеристику предмета психологии и средств его изучения по мере постижения разнообразия психологической науки

Тестовые вопросы для самопроверки.

1. Какое из приводимых понятий соответствует «Psyche» у древних греков:

а/ нервная система; б/ душа; в/ психика; г/ сознание

2.Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленных усвоением структур и символов внешней социальной действительности, называется: а) интерференция; б) интериоризация; в) интерорецепция; г) интроверсия.

3. Интроспекция – научный метод, главным недостаток которого – в его субъективности: а) верно; б) неверно

4. Представители какого направления в психологии занимаются изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов?………………..

5. По мнению психологов гуманистического направления любому человеку свойственно врожденное стремление к полной ………………………….

6. Позитивное значение бихевиоризма описывается всеми утверждениями, КРОМЕ ОДНОГО: а) прояснил объективным методом глубинные проблемы сознания; б) вывел психологию на естественнонаучные позиции; в) ввел в психологию объективный метод;

г) разработал проблемы выработки навыков, научения и т.д..

7 Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

а) 3. Фрейда; б) Г. Лейбница; в) К. Юнга; г) Ж.Пиаже.

8. Признание психологии как самостоятельной науки было связано: а) c созданием специальных научно-исследовательских учреждений; б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения; г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

Литература к главе 2.

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 2010.

2. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).

3. Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

б) дополнительная литература:

1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб, 2000

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану

3. бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003

4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д. Дж. И др. Введение в психологию. – М.: прайм-Еврознак, 2003.

5. Грановская Р.М.. Никольская И.М. Психологическая защита личности,

6. СПб, 2001

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2010

8. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999.

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008.

10. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1998

12. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.,1997

13. Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: