Обобщая характеристику направлений психологии, сформулируем кратко предмет, основной метод его изучение и вклад в развитие психологии (табл. 2).
Все психологические направления и концепции – это поиск ведущих детерминант психики и, по сути, попытка с разных сторон подойти к решению вопросов о механизмах, целях и смысле человеческого бытия.
Представители гуманистической психологии доказывают, что человек самодетерминирован – он сам себя определяет и способен противостоять будто бы обуславливающим его поведение (по утверждению иных концепций) стимулам физической и социальной среды. Главная характеристика истинного человеческого существования, по В.Франклу, – в возвышении над условиями жизни, в
трансцендентности. Гуманистическая и экзистенциальная психология возвращает
психологов к «вечным», но не менее актуальным для современного человека
вопросам, сформулированным ещё в античные времена: о познаваемости психики,
первичности-вторичности бытия и сознания, происхождении и развитии психики и сознания.
|
|
Проблемы эволюции психики и сознания, психической регуляции и детерминант поведения человека разрабатывались в 20-м веке представителями российской психологической науки, исследованиям которых будет посвящена третья глава настоящего пособия.
Табл.2.Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях:
Направление психологической науки | Предмет исследования | Главный метод исследования | Вклад в развитие науки |
Интроспективная психология | Сознание | Эксперимент, основанный на самонаблюдении испытуемого | Внедрение в психологию экспериментального метода |
Бихевиоризм | Поведение | Эксперимент с регистрацией объективных данных | Включение поведения в состав предмета исследования психологии |
Психоанализ | Бессознательное | Клинический анализ ассоциаций, сновидений, ошибочных действий и др. | Изучение сферы бессознательного, её роли в мотивации поведения и деятельности, описание механизмов психологической защиты |
Гештальт- психология | Целостные структуры психики | Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей | Разработка принципа целостности в исследовании психических явлений |
Когнитивная психология | Познавательные процессы | Эксперимент с микроструктурным анализом познавательного процесса | Изучение психики как системы когнитивных операций по переработке информации |
Деятельност ный подход | Психика как функция деятельности | Эксперимент | Изучение психики в деятельности и развитии, психической регуляции и структуры деятельности |
Гуманистичес кая психология | Смысловые структуры и ценности личности: самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение | Диалогическая беседа | Предложение новой методологии познания уникальности человека, разработка идеи самоактуализации |
Предлагаем продолжить характеристику предмета психологии и средств его изучения по мере постижения разнообразия психологической науки |
Тестовые вопросы для самопроверки.
|
|
1. Какое из приводимых понятий соответствует «Psyche» у древних греков:
а/ нервная система; б/ душа; в/ психика; г/ сознание
2.Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленных усвоением структур и символов внешней социальной действительности, называется: а) интерференция; б) интериоризация; в) интерорецепция; г) интроверсия.
3. Интроспекция – научный метод, главным недостаток которого – в его субъективности: а) верно; б) неверно
4. Представители какого направления в психологии занимаются изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов?………………..
5. По мнению психологов гуманистического направления любому человеку свойственно врожденное стремление к полной ………………………….
6. Позитивное значение бихевиоризма описывается всеми утверждениями, КРОМЕ ОДНОГО: а) прояснил объективным методом глубинные проблемы сознания; б) вывел психологию на естественнонаучные позиции; в) ввел в психологию объективный метод;
г) разработал проблемы выработки навыков, научения и т.д..
7 Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:
а) 3. Фрейда; б) Г. Лейбница; в) К. Юнга; г) Ж.Пиаже.
8. Признание психологии как самостоятельной науки было связано: а) c созданием специальных научно-исследовательских учреждений; б) с развитием метода интроспекции;
в) с развитием метода наблюдения; г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».
Литература к главе 2.
а) основная:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 2010.
2. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).
3. Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
б) дополнительная литература:
1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб, 2000
2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану
3. бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д. Дж. И др. Введение в психологию. – М.: прайм-Еврознак, 2003.
5. Грановская Р.М.. Никольская И.М. Психологическая защита личности,
6. СПб, 2001
7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2010
8. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999.
9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008.
10. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1998
12. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.,1997
13. Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993