Теория содержательного оценивания Ш. А. Амонашвили

Теория нацелена на реализацию гуманистического принципа – обучение во имя развития личности школьника.

Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому вся учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка – определенная форма оценки. Ш. А. Амонашвили организовал экспериментальное обучение без отметок. Обучение без отметок не есть обучение без оценок. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

Оценка и отметка учения школьника занимает важное место в образовательном процессе. Оценка – это процесс, деятельность оценивания. Отметка – это результат оценивания, выражается, как правило, в баллах.

Сущность содержательной оценки можно понять в структуре учебно-познавательной деятельности школьника. Учебно-познавательная деятельность формируется постепенно, ребенок развивается и осваивает деятельность в процессе решения множества учебных задач.

Структура учебно-познавательной деятельности:

1) осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

2) построение плана решения;

3) практическое разрешение задачи;

4) контроль над процессом ее разрешения;

5) оценка результата в соответствии с эталоном;

6) постановка новых задач.

Таким образом, оценка выполняет две основные функции: 1) наметить перспективу развития; 2) создать мотивацию, стимулировать к деятельности.

Содержательная оценка – процесс соотнесения хода и/или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном для того, чтобы выяснить уровень и качество продвижения, наметить и принять задачи для дальнейшего продвижения. В основе содержательной оценки лежит действие контроля, т. е. процесс соотнесения хода и результата деятельности с эталонами, в котором обнаруживаются достижения и успехи ребенка, через призму которых рассматриваются пробелы, недостатки, ошибки.

Содержательная оценка развивается по трем направлениям:

1. Оценочная деятельность педагога как пример, эталон для школьника. Основой выступают эталоны результата, сначала исходящие от учителя и представленные в задаче, затем они становятся внутренними для ученика (он сам ставит задачу, планирует ее решение – сам выделяет эталоны). Обязательным условием содержательного оценивания является атмосфера взаимного доверия, уважения, внимания, взаимной любви между учителем и учеником: педагог дает развернутую обстоятельную оценку в положительном ключе, множество отдельных положительных замечаний, расширяя перспективу для совершенствования, создавая общее оценочное мнение в классе.

2. Формирование содержательной оценки в коллективной учебно-познавательной деятельности школьников. Здесь формируются общественные эталоны (нормы, взгляды, точки зрения, общественное мнение и т. д.). Коллективная оценка осуществляется на основе оптимистичного, уважительного отношения к товарищу.

3. Формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьника происходит на основе двух предыдущих направлений. Ребенок анализирует свои знания, умения, навыки, определяет планы, задачи, намерения, направления в самосовершенствовании. Формируется содержательное и критическое отношение к себе, к реальному планированию своего движения, развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: