Петр Яковлевич Гальперин (1902–1982) разработал теорию поэтапного формирования умственных действий в рамках программированного обучения, которое опирается на общедидактические принципы обучения: последовательности, доступности, системности, самостоятельности. Основная категория – управление процессом обучения.
Теоретические основания (культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, теория деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева):
интериоризация – процесс превращения, преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую; формирование внутренних структур через усвоение внешней социальной действительности;
единство психики и деятельности: психика формируется в деятельности, деятельность управляется психикой;
психическая внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя предметная;
психическое развитие имеет социальную природу.
Этапы формирования умственных действий (по П. Я Гальперину):
1. Предварительное ознакомление с целью обучения, создание мотивации.
|
|
2. Составление схемы ориентировочной основы действий (ООД) – системы ориентиров и указаний по выполнению действий.
3. Выполнение действий в материальном виде. Действие выполняется как внешнее практическое с реальными предметами. Могут использоваться схемы, рисунки, графики, чертежи.
4. Формирование внешнеречевого действия (в устной и письменной речи) без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно.
5. Формирование действия во внешней речи “про себя”. Постепенно действие сокращается и автоматизируется.
6. Выполнение действия в умственном плане. Действие полностью интериоризировалось.
Идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева легли в основу концепции развивающего обучения. По Л. С. Выготскому, развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения. Оно опирается на теорию деятельности А. Н. Леонтьева, его учение о структуре деятельности. В основе развивающего обучения лежит психологическая теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина.