
Рис. Подходы к определению соотношения обучения и психического развития
в отечественной и зарубежной психологии
Таблица 2
Сравнительная характеристика развивающей дидактической системы обучения
Л. В. Занкова и традиционной системы обучения
| Система обучения Л. В. Занкова | Традиционная система обучения |
| По целям образования: | |
| развитие желания и умения учиться, познавательных возможностей (способов познания), самооценки и рефлексии, личностных компонентов | освоение ЗУН, распределенных по годам обучения и по предметам, с целью развития гармонично развитой личности; попутно – развитие познавательных возможностей, ценностей, характера |
| По содержанию: | |
| теоретические знания и способы их добывания, производство научной информации, логика ее построения | эмпирические знания, практические ЗУН, конкретная научная информация (часто отчужденная от реальной жизни и восприятия детей) |
| По характеру учебной деятельности: | |
| активность школьника строится как квазиисследовательская | активность ученика носит репродуктивный характер при небольших включениях продуктивных заданий |
| По характеру педагогической деятельности: | |
| учитель выступает в роли организатора совместной с детьми исследовательской деятельности (позиция “играющий режиссер”) | учитель является источником информации, образцом, руководителем, контролером, используя объяснительно-иллюстративную технологию |
| По характеру взаимодействия между школьниками: | |
| полилог, кооперативно-соревновательные отношения | внешне – коллективные, а по сути – конкурентные отношения |
| По результату: | |
| положительная мотивация к учебной деятельности, развитая познавательная сфера, качественно усвоенные ЗУН | хороший уровень освоенности ЗУН при ослабленном физическом и психическом здоровье, низком уровне познавательной активности и любознательности |






