Рис. Подходы к определению соотношения обучения и психического развития
в отечественной и зарубежной психологии
Таблица 2
Сравнительная характеристика развивающей дидактической системы обучения
Л. В. Занкова и традиционной системы обучения
Система обучения Л. В. Занкова | Традиционная система обучения |
По целям образования: | |
развитие желания и умения учиться, познавательных возможностей (способов познания), самооценки и рефлексии, личностных компонентов | освоение ЗУН, распределенных по годам обучения и по предметам, с целью развития гармонично развитой личности; попутно – развитие познавательных возможностей, ценностей, характера |
По содержанию: | |
теоретические знания и способы их добывания, производство научной информации, логика ее построения | эмпирические знания, практические ЗУН, конкретная научная информация (часто отчужденная от реальной жизни и восприятия детей) |
По характеру учебной деятельности: | |
активность школьника строится как квазиисследовательская | активность ученика носит репродуктивный характер при небольших включениях продуктивных заданий |
По характеру педагогической деятельности: | |
учитель выступает в роли организатора совместной с детьми исследовательской деятельности (позиция “играющий режиссер”) | учитель является источником информации, образцом, руководителем, контролером, используя объяснительно-иллюстративную технологию |
По характеру взаимодействия между школьниками: | |
полилог, кооперативно-соревновательные отношения | внешне – коллективные, а по сути – конкурентные отношения |
По результату: | |
положительная мотивация к учебной деятельности, развитая познавательная сфера, качественно усвоенные ЗУН | хороший уровень освоенности ЗУН при ослабленном физическом и психическом здоровье, низком уровне познавательной активности и любознательности |
|
|