Теория содержательного обобщения В. В. Давыдова

Обучение ориентировано на развитие теоретического мышления у учащегося, которое опирается на теоретические знания (см. табл. 1).

В теории Василия Васильевича Давыдова (1930–1998) подчеркивается значение самостоятельного решения проблем, задач. Учитель должен не давать готовые решения, ответы, а сообщать знания через воспроизведение процесса их открытия и формирования, учить ребенка творчеству, поиску. Все предметы могут быть представлены через ряд проблемных задач, которые пробуждают интерес к умственному поиску, исследованию, через которое осуществляется усвоение нового способа действия или понятия. С точки зрения автора, учебная задача решается через учебные действия:

1) преобразование условий задачи с целью обнаружить всеобщее отношение объектов;

2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной форме;

3) преобразование модели отношений для изучения свойств объектов в “чистом виде”;

4) построение системы частных задач, решаемых общим способом;

5) контроль действий;

6) оценка степени усвоения общего способа действия как результата решения данной задачи.

Общедидактические принципы рассмотрены В. В. Давыдовым с позиции их психолого-педагогической природы:

принцип преемственности говорит о том, что стадии обучения должны качественно различаться и соответствовать стадиям психического развития;

принцип доступности дает возможность управлять темпами и содержанием развития через обучение;

принцип сознательности превращается в принцип деятельности – учащиеся получают знания не в готовом виде, а в процессе собственной преобразующе-воспроизводящей деятельности;

принцип наглядности превращается в принцип предметности – обучающийся выявляет предмет и моделирует его.


Таблица 1

Сравнительная характеристика эмпирических и теоретических знаний в контексте теории
содержательного обобщения В. В. Давыдова

Виды знаний
эмпирические теоретические
Вырабатываются в сравнении предметов, выделяются их общие свойства Возникают при анализе роли и функции отношений в целостной системе. Отношение – генетически исходная основа проявлений системы
При сравнении выделяется совокупность предметов определенного класса на основе формальных свойств Раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы
Опираются на наблюдение, отражают внешние свойства предметов Возникают как мысленное преобразование предметов, отражают их внутренние свойства
Конкретизируются в подборе примеров, иллюстраций, входящих в данный класс предметов Конкретизируются в выведении и объяснении единичных проявлений целостной системы
Средства фиксации – слова-термины Выражаются в способах умственной деятельности, затем в символо-знаковых средствах

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: