Обучение ориентировано на развитие теоретического мышления у учащегося, которое опирается на теоретические знания (см. табл. 1).
В теории Василия Васильевича Давыдова (1930–1998) подчеркивается значение самостоятельного решения проблем, задач. Учитель должен не давать готовые решения, ответы, а сообщать знания через воспроизведение процесса их открытия и формирования, учить ребенка творчеству, поиску. Все предметы могут быть представлены через ряд проблемных задач, которые пробуждают интерес к умственному поиску, исследованию, через которое осуществляется усвоение нового способа действия или понятия. С точки зрения автора, учебная задача решается через учебные действия:
1) преобразование условий задачи с целью обнаружить всеобщее отношение объектов;
2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной форме;
3) преобразование модели отношений для изучения свойств объектов в “чистом виде”;
4) построение системы частных задач, решаемых общим способом;
|
|
5) контроль действий;
6) оценка степени усвоения общего способа действия как результата решения данной задачи.
Общедидактические принципы рассмотрены В. В. Давыдовым с позиции их психолого-педагогической природы:
принцип преемственности говорит о том, что стадии обучения должны качественно различаться и соответствовать стадиям психического развития;
принцип доступности дает возможность управлять темпами и содержанием развития через обучение;
принцип сознательности превращается в принцип деятельности – учащиеся получают знания не в готовом виде, а в процессе собственной преобразующе-воспроизводящей деятельности;
принцип наглядности превращается в принцип предметности – обучающийся выявляет предмет и моделирует его.
Таблица 1
Сравнительная характеристика эмпирических и теоретических знаний в контексте теории
содержательного обобщения В. В. Давыдова
Виды знаний | |
эмпирические | теоретические |
Вырабатываются в сравнении предметов, выделяются их общие свойства | Возникают при анализе роли и функции отношений в целостной системе. Отношение – генетически исходная основа проявлений системы |
При сравнении выделяется совокупность предметов определенного класса на основе формальных свойств | Раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы |
Опираются на наблюдение, отражают внешние свойства предметов | Возникают как мысленное преобразование предметов, отражают их внутренние свойства |
Конкретизируются в подборе примеров, иллюстраций, входящих в данный класс предметов | Конкретизируются в выведении и объяснении единичных проявлений целостной системы |
Средства фиксации – слова-термины | Выражаются в способах умственной деятельности, затем в символо-знаковых средствах |