Мотивы учебной деятельности | |
заложенные в самой деятельности | лежащие вне деятельности |
а) познавательные, б) самореализации, саморазвития, в) учебно-процессуальные (адекватны для младшего школьного возраста) | а) широкие социальные: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.; мотивы самоопределения (понимания значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); б) узколичные: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) |
Лекция 21. Психология педагогического труда
Содержание
1. Педагогический труд. Составляющие процесса и результата педагогического труда.
|
|
2. Эффективность труда учителя.
3. Затруднения, “барьеры” в процессе педагогического труда.
4. Повышение профессиональной компетенции педагога.
Процесс педагогического труда представляет собой структуру, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов:
личности учителя;
педагогической деятельности;
педагогического общения.
Личность учителя является системообразующим компонентом, составляя ценностно-смысловую основу педагогического труда: ценностные ориентации, установки, профессиональные позиции, идеалы, внутренние смыслы работы. Педагогическая деятельность – это “технология” труда учителя, то, какими средствами, способами, приемами и т.д. достигается результат труда. Педагогическое общение – условия, климат и атмосфера учительского труда [2].
Результат труда учителя – качественные изменения в психическом развитии учащихся. Составляющие результат – обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся.
Компетентным является такой труд, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Как любой труд, педагогический труд имеет свой результат. Результативность труда учителя – это качественные изменения в психическом развитии учащихся. Эффективность – это соответствие результата поставленным задачам. Оптимальность – достижение максимального результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий субъектов. Таким образом, результат учительского труда оценивается не сам как таковой, а в соотношении с поставленными целями.
|
|
Показатели эффективности труда:
процессуальные (осуществление учителем педагогической деятельности и общения, реализация его личности, организация деятельности учеников);
результативные (качественные изменения в психическом развитии учащихся).
А. К. Маркова приводит психологические показатели эффективности труда учителя, которые она связывает с компонентами труда или с профессиональной компетентностью (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость) и которые описываются с позиции субъектов образовательного процесса (учитель и учащиеся) (см. табл. 1).
Таблица 1