Классификация мотивов учебной деятельности (по Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной)

Мотивы учебной деятельности
заложенные в самой деятельности лежащие вне деятельности
а) познавательные, б) самореализации, саморазвития, в) учебно-процессуальные (адекватны для младшего школьного возраста) а) широкие социальные:  мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;  мотивы самоопределения (понимания значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); б) узколичные:  стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);  желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);  отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей)

Лекция 21. Психология педагогического труда

Содержание

1. Педагогический труд. Составляющие процесса и результата педагогического труда.

2. Эффективность труда учителя.

3. Затруднения, “барьеры” в процессе педагогического труда.

4. Повышение профессиональной компетенции педагога.

Процесс педагогического труда представляет собой структуру, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов:

 личности учителя;

 педагогической деятельности;

 педагогического общения.

Личность учителя является системообразующим компонентом, составляя ценностно-смысловую основу педагогического труда: ценностные ориентации, установки, профессиональные позиции, идеалы, внутренние смыслы работы. Педагогическая деятельность – это “технология” труда учителя, то, какими средствами, способами, приемами и т.д. достигается результат труда. Педагогическое общение – условия, климат и атмосфера учительского труда [2].

Результат труда учителя – качественные изменения в психическом развитии учащихся. Составляющие результат – обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся.

Компетентным является такой труд, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Как любой труд, педагогический труд имеет свой результат. Результативность труда учителя – это качественные изменения в психическом развитии учащихся. Эффективность – это соответствие результата поставленным задачам. Оптимальность – достижение максимального результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий субъектов. Таким образом, результат учительского труда оценивается не сам как таковой, а в соотношении с поставленными целями.

Показатели эффективности труда:

 процессуальные (осуществление учителем педагогической деятельности и общения, реализация его личности, организация деятельности учеников);

 результативные (качественные изменения в психическом развитии учащихся).

А. К. Маркова приводит психологические показатели эффективности труда учителя, которые она связывает с компонентами труда или с профессиональной компетентностью (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость) и которые описываются с позиции субъектов образовательного процесса (учитель и учащиеся) (см. табл. 1).


Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: