Субъекты образовательного процесса | Связь показателей эффективности труда учителя с компонентами профессиональной компетентности (труда) |
Процессуальные показатели эффективности труда учителя | |
Учитель | Педагогическая деятельность: уровень владения постановкой и изменением педагогических задач, знанием предмета, приемами изучения учеников, способами самоанализа. Педагогическое общение: уровень реализации широкого спектра коммуникативных задач, создание благоприятного психологического климата. Личность учителя: пути и уровень реализации своих способностей, Я -концепции, уровень креативности |
Ученики | Деятельность и активность учеников: организуются ли учителем и как активная деятельность, и как общение учеников. |
Учитель / Ученики | Степень согласованности мотивов, ожиданий учителя и учеников, их сотрудничество |
Результативные показатели эффективности труда учителя | |
Ученики | Обученность и обучаемость: получает ли учитель ощутимые результаты, обеспечивает ли восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний, способность учеников к самообучению? Воспитанность и воспитуемость: способствует ли учитель появлению новых ценных убеждений и поведения учащихся, подготавливает ли открытость к дальнейшим воспитательным воздействиям, готовность к самовоспитанию? |
Учитель | Психологические новообразования учителя в его труде: новые качества и уровни педагогического целеполагания, педагогического мышления, рефлексии, такта и пр. в преодолении затруднений учащихся и в собственном труде |
Ученики / Учитель | Актуализация личности и индивидуальности учителя и учащихся. Психологическая “цена” результата: затраченное время и силы учителя и учащихся. Удовлетворенность результатом учителя и учащихся |
Эта таблица может служить также для диагностики уровня профессиональной компетентности учителя (оценка в баллах по степени выраженности признака).
|
|
В педагогическом труде, в деятельности и общении учитель может столкнуться с
затруднениями, или барьерами, – это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, нестандартности, противоречивости ситуации, невозможности реализовать прогнозируемое общение, деятельность в силу различных субъективных причин. Выявляются затруднения в форме перерыва, остановки деятельности, общения.
Функции затруднений:
индикаторная (привлечение внимания учителя);
стимулирующая, мобилизующая (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта);
негативная: сдерживающая (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений, неудовлетворенности собой, заниженной самооценки) и деструктивная, разрушительная (распад деятельности, желание уйти из школы, профессии).
|
|
К затруднениям относятся связанные с использованием средств педагогической деятельности или общения:
отсутствие средств педагогической деятельности или общения;
неиспользование имеющихся средств по каким-либо причинам;
применение неадекватных или малоэффективных средств;
ошибки – использование средств, приводящих к нарушениям профессиональных норм, правил, эталонов.
Одна из проблем педагогического труда – это стереотипность, штампы в работе: однообразность средств педагогической деятельности или общения, авторитарный стиль руководства, однообразие форм воспитательной работы и др.
В качестве барьеров, мешающих общению, ходу урока, хорошему самочувствию педагога и детей, можно выделить следующие: несовпадение установок учителя и учеников, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение учителем функций общения, негативная установка учителя на класс, прошлый негативный опыт, боязнь совершить педагогическую ошибку и др. Смысловым барьером называют такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него учитель, как бы не принимает это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно эти меры направлены и как ему следует реагировать. Наличие смыслового барьера, делая ученика нечувствительным к тому или иному воздействию, часто препятствует учителю в осуществлении всей воспитательной работы. Смысловой барьер легко может возникнуть в процессе воспитательной работы, если учитель не учитывает особенностей детского развития. Причины его возникновения различны и довольно многочисленны.
Повышение профессиональной компетенции педагога должно опираться на следующие положения:
педагогические умения и способности, психологические качества, профессиональные позиции и установки упражняемы, формируемы и саморазвиваемы;
формирование труда учителя должно идти в системе всех сторон компетенции, а не как упражнение отдельных умений и навыков;
главная роль в профессиональном становлении принадлежит совершенствованию личности учителя, его профессионального самосознания, профессиональной позиции как системы отношений с другими людьми в процессе труда;
обучение учителя и его самообразование должно строиться на основе готовности к обобщенному и гибкому анализу педагогической реальности, через осуществление собственного поиска, а не только использование готовых методических решений. Это создает условия для самоопределения учителя, проявления его индивидуальности, неповторимости;
для решения поставленных задач необходимо использовать активные формы группового обучения, современные образовательные технологии.