Графический организатор материала

Рис. Пути формирования профессионализма (по Е. И. Рогову)

Лекция 25. Психология воспитания

Содержание

1. Социализация человека. Институты социализации.

2. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация.

3. Воспитание и обучение.

4. Психологическое сопровождение воспитания.

5. Воспитание ребенка в семье. Стиль родительского воспитания.

6. Возрастные аспекты организации воспитания.

В процессе образования учащиеся усваивают не только знания о предметном мире и способы овладения этим миром, но и определенные способы поведения людей, их взаимоотношения, понимание того, «что такое хорошо, а что такое плохо», что красиво, а что безобразно, и т. д. Учащиеся приобщаются к моральному, эстетическому и другим видам человеческого опыта. Эта сторона социокультурного опыта транслируется педагогом и является воспитанием подрастающего поколения. Воспитание – одна из основных категорий педагогики, педагогической психологии. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, социально-культурными особенностями.

Результаты и позитивная эффективность воспитания общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Характеристика человека – это личность, которая проявляется во всех видах его деятельности. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Но развитие личности может быть как положительным, так и отрицательным. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды через усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализацию в том обществе, в котором он живет, в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации [4; 6].

Социализация человека – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый человек, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества. По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов – исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

К социальным институтам, которые можно назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это – образование. Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура – это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации ребенка, мы следуем словам выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии Павла Александровича Флоренского (1882–1937), который утверждал, что «культура – это среда, растящая и питающая личность». И в этом смысле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребенка в процессе его становления и развития культура: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое.

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом – процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

В рамках педагогической психологии воспитание понимается как целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним, вне его) на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок, выраженное отношение к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру в целом.

Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Усвоение ценностей и нравственных норм происходит по тем же законам, что и усвоение научных понятий, овладение знаниями, умениями, навыками. Формирование личности человека происходит в совместной деятельности с другими людьми, сначала в ходе внешней материальной деятельности, а затем во внутренней, индивидуальной. Воспитание осуществляется в ходе интериоризации ценностей и смыслов, т. е. путем их усвоения в результате осознания и выбора (процесс культуроосвоения). Воспитание также предполагает процесс активного порождения ценностей и смыслов самим ребенком (процесс культуротворчества). Помощь ребенку в его становлении в качестве субъекта саморазвития и есть основная цель воспитания.

Поступая в школу, ребенок вступает в различные отношения с окружающими людьми – учителями, учащимися, и сама организация учебной деятельности побуждает его считаться с другими, учитывать их интересы. Ребенок осваивает нормы поведения, морали, начиная с внешних, в определенной степени принудительных форм деятельности, где учитель выступает как носитель этих норм, как представитель общества и носитель социокультурного опыта. Постепенно требования учителя и школьной организации становятся ориентировочной основой поведения ученика. И он будет ориентироваться на это и тогда, когда никто его к этому не побуждает, когда никто его не контролирует и не наказывает за нарушения. Но учащийся будет ориентироваться на эти требования добровольно только тогда, когда это требование будет принято им как значимое, как имеющее личностный смысл для него. Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения именно морального опыта.

Задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности обеспечивать не только усвоение предметных знаний и соответствующих им умений, но и становление и развитие социально направленной мотивации, формирование ответственности за выполняемые детьми задания, умение считаться с другими, думать об их интересах. Учитель должен осознавать неразрывность процессов воспитания и обучения. Воспитание должно являться органичной частью обучения, а не сводиться к отдельным воспитательным мероприятиям. Учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом должны строиться с учетом его мотивационной сферы, с учетом формирования направленности личности, тогда учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Учитель должен систематически формировать у учащихся ответственное отношение к выполняемой ими деятельности, положительную мотивацию и умение реализовывать имеющиеся намерения. Обучение детей способам решения задач на ответственность приводит к повышению уровня реализации имеющегося у ребенка мотива и к повышению мотивации. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в такой помощи. В классе всегда есть ученики, которые сами овладели способами решения таких задач, но большинству детей требуется специальное обучение видам ответственного поведения. Воспитание, так же как и обучение, требует создания атмосферы доверия, уважения, понимания. Учащийся должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость, доброжелательность, требовательность. Требования учителя – систематически действующие правила коллектива.

Коллектив как автономная и открытая система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей, которые разделяются на три слоя:

1) нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями;

2) нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми;

3) нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий “поле его интеллектуально-морального напряжения” (термин А. Т. Куракина). Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для становления человека. Известный отечественный педагог Е. А. Аркин писал: «...когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон». Выполнение правил должно выражать отношение учащегося к другим ученикам, к коллективу класса. «Выполнение правил выступает в этом случае как форма коллективного по своей направленности и содержанию поведения отдельного ученика» (Д. Б. Эльконин) (Цит. по:[5, с. 45]).

Главная цель психологического сопровождения воспитания – создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Центральный принцип психологического сопровождения – ценность личностного выбора и самоопределение в значимых жизненных ситуациях. При организации воспитательного процесса должны быть созданы условия для:

· личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;

· самоопределения – обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;

· саморазвития – содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Основными функциями учебно-воспитательных учреждений можно считать следующие:

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

С одной стороны, именно в школах осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации.

Важную роль играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [4].

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она станет средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом существования семьи, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье [6]:

– выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

– ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

– уверенность в своих целях и самодостаточность;

– умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

– способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. А. В. Мудрик определяет стиль воспитания как авторитарный или демократический в зависимости от меры его “жесткости-мягкости” воздействия на ребенка:

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся “лепить личность”. Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична). Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько “формировать” личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям) [4].

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты:

Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат – дети социально адаптированы, уверенны в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникация – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанью и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль – низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [3].

Строя свои отношения с семьями учащихся, учитель может оказать помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Деятельность педагога предусматривает просвещение родителей по широкому кругу вопросов: роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей; взаимоотношения различных поколений в семье; методы педагогического воздействия на детей; формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей и др. Основная цель работы с родителями – достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: