Рис. Институты социализации ребенка
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Предмет, задачи и история возрастной и педагогической психологии.
2. Теоретическое и практическое значение возрастной и педагогической психологии.
3. Исследовательские стратегии в возрастной психологии.
4. Методы возрастной психологии (классификация по форме исследовательских задач), методы педагогической психологии.
5. Значение кросс-культурных исследований в возрастной психологии.
6. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.
7. Проблема развития и его движущих сил в бихевиоризме, теория развития как научения, законы научения.
8. Проблема психического развития в психоанализе, стадии психосексуального развития З. Фрейда.
9. Проблема развития личности в эпигенетической теории Э. Эриксона и в аналитической теории А. Адлера.
10. Теория культурно-исторического развития Л. С. Выготского и ее вклад в современную возрастную и педагогическую психологию.
|
|
11. Теория становления высших психических функций Л. С. Выготского как основа современных психолого-педагогических поисков и образовательных технологий.
12. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л. С. Выготского, особенности учебной позиции ребенка в разных возрастах.
13. Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (анализ различных теоретических позиций).
14. Проблема движущих сил, условий и факторов развития в отечественной психологии.
15. Понятие о психическом развитии и его закономерностях в отечественной психологии.
16. Психологические принципы культурно-событийной педагогики.
17. Проблема нормы развития в современной психологии, типы норм.
18. Основные принципы периодизации развития Д. Б. Эльконина, ее практическое значение для системы российского образования.
19. Проблема возраста и возрастной периодизации в психологии (различные теоретические подходы).
20. Кризисы психического развития: природа, проявления и значение.
21. Стабильные возрасты развития в онтогенезе: характеристика, структура и динамика.
22. Сензитивные периоды развития, их природа, проявления, учет в процессе обучения.
23. Роль деятельности в развитии, понятие ведущей деятельности, характеристика ведущих деятельностей в детских возрастах.
24. Социальная ситуация развития как параметр возраста, ее структура и проявления.
25. Психические новообразования как параметр развития, их природа и роль в развитии.
26. Роль общения в психическом развитии и в процессе обучения.
27. Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте.
|
|
28. Психологическая характеристика раннего детства, особенности воспитания маленького ребенка в семье и в ДОУ.
29. Психологические особенности дошкольника, психологические условия полноценного воспитания дошкольника в семье и в детском саду.
30. Кризис 7 лет: природа, симптоматика и значение, понятие о психологической готовности детей к школьному обучению.
31. Психологическая характеристика младшего школьника.
32. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном в возрасте, ее структура, закономерности становления и развития.
33. Кризис подростка: природа, симптоматика и значение.
34. Психологические особенности подростка и психологические условия организации учебной деятельности в подростковых классах.
35. Психологическая характеристика юношеского возраста и психологические задачи обучения в старших классах.
36. Психология зрелости и старости, психологические принципы обучения взрослых и людей третьего возраста.
37. Психологическая структура, содержание и особенности педагогического труда.
38. Психологическая структура, содержание и этапы освоения педагогической деятельности.
39. Основные психологические теории обучения.
40. Психологическая характеристика личности педагога, его профессиональной направленности и зрелости.
41. Психологическая характеристика педагогических способностей и возможностей их развития.
42. Понятие о профессионализме, педагогической компетентности и психологической готовности к профессиональному педагогическому труду.
43. Педагогическое общение и коммуникативные требования к педагогу.
44. Психологические основы сотрудничества педагога с семьей и родителями.
45. Психологическая характеристика воспитательного процесса.
46. Психологические требования к современному уроку.