а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Т. Гоббс;
г) Б. Паскаль
9. Соотнесите «идолов разума» и их проявление:
1) «Идолы площади, рынка»; а) предрассудки, связанные с несовершенством органов чувств человека;
2) «Идолы театра»; б) предрассудки, связанные с неправильным употреблением слов;
3) «Идолы рода»; в) предрассудки, связанные с индивидуальными особенностями образования, воспитания, интеллекта;
4) «Идолы пещеры» г) предрассудки, связанные с преклонением перед старыми авторитетами
10. Определите, какой метод рассуждения (индукция или дедукция) был использован в данном примере:
«Все растения - организмы, сосна – это растение, следовательно – сосна – это организм».
Вариант II
1. Для философии Нового времени было характерно понимание мира как:
а) механизма, приведённого в движение Главным механиком – Богом;
б) организма проходящего стадии «рождение», «расцвет», «упадок»;
в) огня, вечно воспламеняющегося и угасающего;
г) хрупкого сосуда, которым нельзя манипулировать
2. Какому философскому направлению Нового времени соответствует высказывание: «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»:
|
|
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) иррационализм;
г) скептицизм
3. Учёный, занимавшийся разработкой метода индукции:
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Б. Паскаль;
г) Б. Спиноза
4. Метод рассуждений, идущий от частных, единичных случаев к выводам:
а) умозаключение;
б) дедукция;
в) суждение;
г) индукция
5. Говоря об «идолах театра» Ф. Бэкон имел ввиду:
а) языческое идолопоклонство;
б) античное театральное искусство;
в) безграничное доверие к учёным авторитетам;
г) эмпиризм Новой философии
Что такое рационализм?
а) теория познания, согласно которой разум является источником и основанием познания;
б) учение о формах человеческого мышления;
в) теория научного познания;
г) идеалистическое учение о сущности мира
Что такое иррационализм?
а) противоположное рационализму учение об опыте как источнике познания;
б) учение, ограничивающее возможности рационального познания и противопоставляющее ему созерцание, веру, интуицию, бессознательное
в) учение о принципиальной непознаваемости мира, каким он объективно существует;
г) идеалистическое учение об Абсолютном духе