double arrow

Тема 6. Становление классической философии и её особенности

Вы будете изучать:

  • философию Нового времени и характерные черты её онтологии и гносеологии;
  • развитие философской мысли XVII века и её основные философские направления;
  • влияние философии XVII века на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии Нового времени;
  • изучить тенденции развития философии Нового времени.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Нового времени;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • знать специфику философских направлений Нового времени;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах – XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания.

Начиная с XVI века, происходит бурное развитие естествознания: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII веке расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.

С XVII века начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - мировоззренческий принцип, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма — абсолютизация законов механики. В широком смысле — сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (напр., социальной — к биологической). Другая своеобразная черта философии этой эпохи - деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, а также открытые Исааком Ньютоном законы классической механики.

В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания.

Не без основания XVII век называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлёт философской и научной мысли. Продолжается идущая ещё от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм получил широкое распространение в Англии XVII века и в последующем в США. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов. Видными представителями этого направления являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Дьюи. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – сын высокопоставленного английского сановника, со временем и сам стал лорд-канцлером, хранителем Большой печати. Однако на этом посту он продержался только один год, был обвинён во взяточничестве и до конца жизни должен был отказаться от общественной деятельности. Основные работы: «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Суть основной философской идеи Ф. Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному знанию.

Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил всё его философское кредо: «Знание – сила».

Главным методом познания Бэкон называл индукцию. (Индукция – умозаключение от единичных частных случаев к общему выводу). Бэкон под индукцией понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Например, все металлы обладают в обычных условиях характерными свойствами - блеском, высокой электропроводимостью и теплопроводностью. Найденный предмет «А» обладает свойствами, присущими металлу. Вывод: предмет «А» является металлическим.

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному рационалистами и Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью чётких логических приёмов. Достоинство индукции Бэкон видел в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции в том, что она может быть полной и неполной. Полная индукция представляет вывод общего положения о классе в целом. Такой вывод имеет достоверный характер, но сфера его применения ограничена изученным классом явлений, число которых легко обозримо. Неполная индукция позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части.

Индукция, как правило, является неполной, поэтому индуктивный вывод является не достоверным, а лишь вероятностным (предположительным). Такой вывод нуждается в проверке. Для понимания существа неполной индукции приведем два примера.

Вода испаряется, Керосин испаряется, Молоко испаряется Кислород сжимается, Метан сжимается, Водород сжимается
Вывод: Все жидкости обладают свойством испарения. Вывод: Все газы обладают, свойством сжиматься.

В данных примерах оба вывода, полученные индуктивным путем, являются вероятностными, поскольку эксперименты были проведены не со всеми существующими видами жидкостей и газов. Для того чтобы получить достоверный вывод, необходимо провести опыты со всем классом жидкостей и газов. На практике провести такой эксперимент не всегда удается в силу разных причин. Что делать в этом случае? Бэкон настоятельно рекомендует в целях повышения достоверности вывода искать как можно больше фактов, не только подтверждающих, но и опровергающих индуктивный вывод. Примечательно то, что сам Бэкон с помощью индукции определил философскую сущность теплоты, обнаружив в нагретых предметах движение частиц тела. Несмотря на то, что Бэкон много труда вложил в разработку теории индукции, он не считал ее совершенной и законченной. Философ вполне серьезно надеялся, что в последующие века ученые ее усовершенствуют.

Следующее условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

1. «Идолы рода» — заблуждения, связанные с несовершенством органов чувств человека, то есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т.д. Так же это желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов.

2. «Идолы пещеры» — ошибки, связанные с индивидуальными особенностями интеллекта, психики, воспитания каждого человека. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности.

Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. Эти тени от фигурок истинных вещей. Фигурки перемещаются перед входом в пещеру. Так как тени мало похожи на сами вещи, то мы можем фантазировать об их истинных размерах, формах и т.д. Например, даже левая и правая рука дают одинаковую тень. По Платону, чтобы увидеть сами вещи, надо повернуться, а затем выйти на свет из пещеры. Но истина вначале ослепляет. Когда человек привыкнет к свету, тогда он не сможет, как остальные, видеть в пещере тени, а то, что он говорит людям об истине, им кажется нелепым.

Действительно, мы наблюдаем не сами вещи, а только то, какими они нам являются. Красного, синего, зеленого в самой природе не существует — это только наши восприятия каких-то физических свойств вещей (по Платону, это тени вещей). Истина порой шокирует нас (по Платону — ослепляет). Когда же ученый или философ сообщает истину, то им нередко не верят, считают их чудаками.

От «идолов пещеры» наука избавляется проведением многочисленных экспериментов, которые и устраняют субъективность восприятия отдельного ученого.

3. «Идолы рынка или площади» — препятствия из-за неправильного употребления слов, терминов. Возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов.

4. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые преклонением перед старыми авторитетами. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.

Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Таким образом, учением об "идолах" Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы. Тем самым он подготовил необходимый климат для И.Ньютона, который углубил экспериментально-индуктивную методологию Бэкона, создав на ее основе классическую механику. Его работа "Математические начала натуральной философии", изданная в 1687 г. стала первой всеобъемлющей гипотетико-дедуктивной системой механики, которой был суждено определять развитие естественнонаучной мысли более 300 лет.

Основное средство преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом. Затем надлежало решить вторую задачу: какой метод познания следует считать научным и как его использовать в том или ином случае? Проблему выбора истинного метода Бэкон решает аллегорическим способом. По его мнению, существуют три основных пути познания - «паука, муравья и пчелы». Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

«Путь паука» - получение знаний из «чистого разума», то есть рационалистическим путём. Данный путь игнорирует, либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума»

«Путь муравья» - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт (догматический эмпиризм). Данный метод также несовершенен, так как концентрирует внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом получается внешняя картина знаний, вид проблемы «снаружи», «со стороны», что не даёт понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берёт все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять её сущность. Таким образом, лучшим путём познания, по Бэкону является эмпиризм, основанный на индукции (сборе и обобщении фактов, накоплении опыта) с использованием рационалистических приёмов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Значение философии Ф. Бэкона:

§ было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

§ гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии и стала одним из главных разделов любой философской системы;

§ определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

§ дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как в Англии, так и в Европе в целом.

Рационализм. Направление в философии, согласно которому основой бытия, познания, этики является разум.

Рационалисты считают, что в основе бытия лежит разумное начало. В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых материальный мир является). Однако рационализм не тождествен идеализму, так как смысл его не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а в разумности бытия.

В основе всякого познания, считают рационалисты, лежит разум. Соответственно они выступали против средневековой теологии и схоластики, которые видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были и оппонентами эмпиристов, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт.

Главные аргументы в споре эмпириками:

§ сам по себе опыт, не переработанный разумом не может лежать в основе познания;

§ разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путём.

К рационалистам можно отнести множество философов (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант), но наибольший вклад в разработку рационализма внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) – французский философ, математик, физик. Создал аналитическую геометрию, открыл законы преломления света в оптике, ввёл понятие количества движения в механике, понятие рефлекторной дуги в физиологии и т.д.

Один из родоначальников философии Нового времени. Знаменитая формула Декарта «Мыслю – следовательно, существую» показала всей последующий философии истинный источник знаний о мире – человеческое сознание.

Декарт говорил, что философией нужно заниматься несколько часов в году, а человек, работающий головой должен много спать. Сам он спал, по словам современников, до полудня и больше. Однажды шведская королева Христина пригласила Декарта почитать ей лекции. Декарт согласился, и это его погубило. Христина вставала в 5 утра, и после завтрака Декарт должен был беседовать с нею о философии. После нескольких таких бесед рано утром, почти ещё ночью, в холодной и унылой зимней Швеции Декарт заболел воспалением лёгких и спустя неделю скончался. Его основные философские произведения: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Правила для руководства ума»

Главная идея рационализма – первичность разума по отношению к бытию и познанию доказывается Декартом следующим образом:

     
 
 
 
 
   


В качестве научного метода Декарт предлагает использовать дедукцию – умозаключение от общих положений к частным случаям. При этом следовало придерживаться в рассуждениях следующих правил, сформулированных Декартом в произведении «Рассуждение о методе»:

1. «тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;

2. «разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

3. «мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

4. «составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Но дедукция, как индукция имеет один весьма существенный недостаток – она бывает полной и неполной, поэтому впоследствии был разработан не чисто дедуктивный метод, а гипотетико-дедуктивный.

1. Выдвижение гипотезы

2. Дедукция проверяемых утверждений

 
 


3. Наблюдение

 
 


4. Подтверждение или опровержение гипотезы

 
 


5. Теория

В средине 17 в. формируется альтернативная рационализму философская линия, которая "в полный голос" зазвучала только в 20 в. Имеется в виду иррационализм, обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. И выражена эта альтернатива в работах одного из блестящих ученых 17 в., математические и физические открытия которого сохранили свою ценность и в наше время, французского писателя, естествоиспытателя и философа Блеза Паскаля (1623 - 1662). Основные произведения: «Письма к провинциалу», «Мысли»

В годы, посвященные интенсивным научным исследованиям, Паскаль выказывал твердую приверженность реализму, который отличал его от Декарта, предпочитавшего главным образом абстрактные методы математики и бывшего рационалистом. Для Паскаля разум должен полностью подчиняться фактам. Остро сознавая значимость конкретного, он никогда не был склонен к излишнему теоретизированию: изучаемый предмет всегда следует подвергать испытанию и сделать осязаемым.

Именно последовательное проведение рационалистических принципов естественнонаучного познания приводит Паскаля к пониманию того, что логико-математическое строгое размышление всегда исходит из каких-то начальных утверждений (аксиом, исходных принципов, постулатов), которые не имеют, и в принципе не могут иметь строгого (логического, математического) обоснования. Такие исходные положения, по Паскалю, человек принимает не "умом" (он их логически не обосновывает), а "сердцем" (верой). "У сердца есть свои основания, которых разум не знает", - писал Паскаль. Сердце ведает всем в человеке, что выходит за пределы его разума, логики, сознания. В гносеологическом плане "сердце" избавляет разум от "дурной бесконечности" определений и доказательств.

Эта мысль, прозвучавшая в эпоху господства в духовной культуре рационализма и абсолютизации естественнонаучных методов познания, вносила диссонанс, за что впоследствии Паскаль получил немало упреков в мистицизме (учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивным способом, который усматривается в мистике). Но правомерно ли считать мистицизмом попытку философа преодолеть односторонний рационализм, признать "достоверность" интуитивно-чувственного знания? Если классический рационализм в лице Декарта при анализе познавательной деятельности обращался главным образом к активности мышления и сознания, проходя мимо активности бессознательного, то Паскаль по сути дела обращает внимание на эту последнюю. Причем "сердце" помогает разуму, а не противостоит ему, оно является, по мнению Паскаля, гуманистической основой разума.

Идея о необходимости ограничить монополию разума в сфере теоретического знания была сформулирована им на основании осознания непригодности естественнонаучных методов для изучения человека. "Когда я начал изучать человека, я увидел, что эти абстрактные науки ему не присущи..." Любопытно заметить, что Паскаль в несколько шутливой форме признавался, что "побаивается " чистых математиков, которые еще, чего доброго, "превратят его в теорему". Все многолетние занятия Паскаля "отвлеченными науками" ни на шаг не продвинули его в понимании "вещей человеческих". Великий ученый говорит об ограниченной значимости науки для человека и ее бесполезности для решения его жизненных проблем. По существу Паскаль обратил внимание на проблему специфики наук о человеке в отличие от естественных и математических наук и на антиномию сциентизма и гуманизма.

Образ человека, воспетый в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменилось в 17 в. более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Если в эпоху Возрождения идея единства человека и природы трактовалась в духе доминирования человеческих характеристик - антропоцентризма, то в 17 в. акцент сместился на исключительно "объективное" истолкование человека как полностью подчиненного природе.

Согласно механистической картине мира этой эпохи человек рассматривался как машина, "машина, которая состоит из костей и мяса» (Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: "мыслящая вещь, или вещь, которая умеет мыслить» (Декарт).

В философии Нового времени обсуждается не только проблема человека, но и проблема справедливого устройства общества, сущности государства. Мыслители этой эпохи сделали попытку вскрыть земную основу государства, обосновать мысль, что государство не результат божественного творения, а продукт сознательной деятельности людей, результат человеческого, а не божественного установления. Формируется так называемая теория "общественного договора", объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния народа (status naturalis) к состоянию гражданскому (status civilis).

Одним из видных представителей английской философской мысли, который занимался рассмотрением проблемы человека и общества является Томас Гоббс(1588–1679). Он родился в 1588 г. в семье сельского священника. Ребенок появился на свет преждевременно раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам – близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь, хотя врачи в один голос утверждали, что младенец не выживет. В эпоху, когда люди гибли тысячами, Гоббс сумел прожить до 92 лет. Да как прожить! До 70 лет он играл в теннис, а в 86 лет успешно занимался переводами с древнегреческого «Илиады» и «Одиссеи».

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живёт и действует в обществе и в конкретном государстве.

Теория общества и государства представлена в философском труде Гоббса «Левиафан» («Чудовище»), и выглядит следующим образом:

На первой стадии развития человеческого общества господствует естественное право: право каждого человека на все в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами: "люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям"..., они действуют "ради любви к себе, а не к другим"... Гоббс не жалеет красок для изображения алчности и даже хищности людей в их естественном виде. Он выражает эту мрачную картину древней пословицей "человек человеку волк". Отсюда понятно, почему естественное состояние представляет собой непрерывную "войну каждого с каждым". Такая война грозит самоистреблением. Поэтому жизненно необходимо для всех людей сменить естественное состояние на гражданское, государственное.

Главным признаком такого состояния является наличие сильной централизованной власти. Она учреждается путем общественного договора, в котором участвуют все без исключения "атомизированные" социальные индивиды. Государство ставит на место законов природы законы общества, ограничивая естественные права гражданским правом. Законы государства, по Гоббсу, должны ограничивать свободу отдельных людей, чтобы они не смогли причинить вреда другим: "общественная власть" держит в узде и направляет все действия людей к общественному благу”.

Такая “общественная власть” должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой и передачи его «какому-то собранию мужей»... «когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство, по латыни civitas. Так родился этот великий Левиафан».

Государство выступает в политической теории Гоббса продуктом общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, дает возможность каждому человеку реализовать те права, которыми он обладает от природы: правом на жизнь, безопасность, на владение имуществом.

Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, т.к. он считает, что только она способна устранить все остатки «Естественного состояния» и все споры и беспорядки. Правда, монарх, ее возглавляющий, должен опираться на разум, заботиться о развитии экономики, о духовном и материальном возвышении подданных, о поднятии уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.

Этико-философские взгляды Гоббса также опираются на тезис о «естественном состоянии людей». По его мнению, человек обладает неизменной, чувственной природой, поэтому в основе нравственности лежит естественный закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет влечения и желания, а «зло» - предмет отвращения и ненависти. Понятия этики определяются Гоббсом не сами по себе (как абсолютные), а в их отношении к человеку (как относительные). Добродетели и пороки людей обусловлены разумным пониманием того, что способствует, а что препятствует достижению блага. Вот почему гражданские обязанности, вытекающие из общественного договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом. В силу этого интересы государства являются высшим критерием морали.

Основные понятия и термины:

Дедукция (от лат. deductio — выведение) – умозаключение от общих положений к частным случаям.

Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

Индукция (от лат. inductio — наведение) – умозаключение от единичных частных случаев к общему выводу).

Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Механицизм - мировоззренческий принцип, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи.

Мистицизм - учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивным способом, который усматривается в мистике

Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) - направление в философии, согласно которому основой бытия, познания, этики является разум.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы оказали влияние на формирование классической философии в Западной Европе в 17 в.?

2. Какой новый метод познания предложил Френсис Бэкон?

3. Что, по Бэкону, необходимо было сделать еще, чтобы новый метод дал достоверные результаты?

4. Как современная наука избавляется от «идолов рода», «идолов пещеры», «идолов рынка», «идолов театра»?

5. Что такое индукция?

6. Какой метод получения достоверного знания предложил Рене Декарт?

7. Какие основные правила отыскания истины формулирует Декарт?

8. Что такое дедукция?

9. Раскройте суть иррационализма

10. В чем суть теории общественного договора?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: