II. Упражнения и задачи

1. В философии истории спорят о том, кто делает историю – народ или герои, народные массы или великие личности, в крайнем случае, активное меньшинство, которое заражает всех своей энергией, ведёт за собой общество. Какая точка зрения вам кажется правильной? 2. В чём, по вашему мнению, заключается вызов, который предъявляет сейчас России история? И что в первую очередь нам делать, чтобы достойно ответить на этот вызов? 3. Есть ли всё-таки в истории прогресс, увеличивается ли степень свободы людей, больше ли становится людей счастливых, здоровых и обеспеченных, становится ли человечество в массе своей умнее? Или же человеческая история – бесконечная повторяемость, смена побед и поражений, достижений и провалов, рабства и свободы, гениальных достижений и непроходимой глупости? И прав был Екклесиаст, когда говорил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»?

III. Тестовый контроль знаний

Вариант I

Что исследует философия истории?

а) закономерности исторического развития человеческой цивилизации;

б) закономерности историко-философского процесса;

в) закономерности процесса формирования ценностей;

г) закономерности процесса познания

2. Соотнесите объективные и субъективные движущие силы истории:

1) субъективные; а) природно-исторические закономерности;

2) объективные б) выдающиеся исторические личности;

в) географические условия;

г) народные массы

3. Назовите представителей формационного подхода к развитию истории:

а) Н. Я. Данилевский;

б) П. Сорокин;

в) К. Маркс;

г) Ф. Энгельс

4. Соотнесите подход к развитию истории и его представителей:

1) формационный; а) П. Сорокин;

2) стадий роста; б) К. Маркс;

3) цивилизационный; в) У. Ростоу;

4) культурологический г) О. Шпенглер;

д) Н. Я. Данилевский;

е) Ф. Энгельс;

ж) Р. Арон;

з) А. Тойнби;

и) В. И. Ленин;

к) Д. Белл

Как рассматривал историю Г. Гегель?

а) как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций;

б) как историю развития техники;

в) как возникновение, развитие, старение и смерть ряда замкнутых в себе культур;

г) как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: