Методические рекомендации для обучающегося

Учебно-методические материалы для студентов

По дисциплине

«Концепции современного естествознания»

Методические рекомендации для обучающегося

При изучении дисциплины «Концепции современного естествознания» следует, прежде всего, обратить внимание на то, что естественнонаучная подготовка является неотъемлемой составной частью высшего образования, так как представления об основополагающих концепциях различных естественных наук необходимы человеку в его профессиональной деятельности и повседневной жизни. Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» (в дальнейшем – «КСЕ») носит интегративный характер, концентрируя идеи и методы естествознания в целом, даёт фундаментальные знания о структуре и тенденциях развития окружающего мира на основе научных достижений, смены концепций и парадигм в историческом контексте.

В процессе изучения дисциплины будут получены основные сведения из физики, химии, космологии, космогонии, геологии, биологии, тем самым, формируя общее мировоззрение человека, и создаётся целостная естественнонаучная картина мира, помогая определить место и роль человека в нём.

При изучении курса важно понимать, что существует не противоречивость, а взаимная необходимость рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения реальной действительности, единство гуманитарной и естественнонаучной культур.

Курс интегрирует основные сведения различных естественных наук и пронизан общей идеей единства материального мира. Особое внимание уделяется роли человека, как части природы и силы, преобразующей природу. Изучая и следуя законам природы человек, сможет гармонично осуществлять свою практическую деятельность, жить в гармонии с окружающей средой, создавать материальные и духовные ценности.

Программа курса предусматривается системность в представлении информации по основным разделам естественных наук с учетом последних достижений в области познания мира. Особое внимание уделяется решению проблемы осознания студентами единства материального мира, а также определения места и роли человека в нем.

В процессе овладения предметным содержанием необходимо сформировать новый взгляд на окружающий мир, развивать способности анализировать и использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, а также противостоять внедрению в сознание окружающих антинаучных представлений.

Лекционная часть курса направлена на формирование научного мировоззрения. Материалы представлены в виде структурно-демонстрационного материала. В настоящих рекомендациях ниже приведён список литературы, рекомендуемый для изучения дисциплины, представленный как список учебников и учебных пособий, выпущенных в разные годы, а также дополнительная научная и научно-популярная литература. Несмотря на то, что в приводимый список включены издания начиная с 1981 года, считаем, что их необходимо внести, так как в библиотеке вуза они могут быть, а представленные в них материалы не потеряли своей значимости, кроме того, для студентов обучающихся дистанционно такая литература может быть более доступна, нежели издания последних лет, а учебные пособия и учебники, размещенные в Интернете требуют дополнительных финансовых затрат со стороны обучающегося. При изучении вопросов соответствующих разделов можно пользоваться литературой по дисциплинам: философия, физика, химия, астрономия, биология, экология, антропология и др.

При изучении разделов дисциплины следует обратить внимание на рассмотрение тем и вопросов приведённых в настоящих рекомендациях. Их изучение поможет в ответах на вопросы контроля знаний.

Основная задача дисциплины – ознакомление обучающихся с современной естественнонаучной картиной мира.

Цель – сформировать у обучающегося научное мировоззрение, базирующееся на знаниях современной науки.

литература

1. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов –2-е изд., стер. – М., Высшая школа, 1999 –247 с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 –512 с.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания (курс лекций), – М., Центр, 2002 –208 с.

4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие – М., ИНФА – М., 2000 –608 с.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М., 2005.

6. Гусейханов М.К. и др. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2005.

7. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. –М., Аспект Пресс, 2000–256 с.

8. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. 2-е изд. М.: ИВЦ, «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ВОКЭА», 2000 –160 с.

9. Жигалов Ю.И. КСЕ: Учебно – метод. пособие для вузов. –2-е изд. перераб.и дополн. –М.: Гелиос АРВ, 2002 –272 с.

10. Игнатова В.А. Естествознание: Учебное пособие. – М., 2002.

11. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. -М.: Высшая школа, 2000 –334 с.

12. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Гриф. - М.: Логос, 2003.

13. Концепции современного естествознания /под ред. С.И.Самыгина/серия «Учебники и учебные пособия» – Ростов - на - Дону: Феникс,1999 – 576 с.

14. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 –271 с

15. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова –2-е изд. перераб. и доп.М.: ЮНИТИ, 2002 -303 с.

16. Концепции современного естествознания: Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2005.

17. Кокин А.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие –М.: «Издательство ПРИОР», 1998 –208 с.

18. Кондратюк Е.В. Основы антропологии Уч.-мет. Пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 179 с.

19. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.–М.: Гардарики, 1999, 2002 –476 с.

20. Потеев М.И. Концепции современного естествознания –СПб: Издательство «Питер», 1999 – 352 с.

21. Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: Уч. пос. – М., 2003.

22. Рыбаков Г.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2001.

23. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М., 2008.

24. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999 – 288 с.

25. Рузавин Т.И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. - М.: Проект, 2002.

26. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 232 с.

27. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.- М., 2005.

28. Торосян В.Г. КСЕ: Учебное пособие/ В.Г. Торосян – М.: Высшая школа, 2002 –208 с.

29. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.

30. Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология: уч. Пособие. 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2008. –400 с.: ил.

31. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Уч пособие. – ростов н/Д: «Феникс», 2003. –320 с. (Серия «Учебники».).

32. Хасанова Г.Б. Антропология: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004.– 240 с.

33. Хомутов А.Е. Антропология. Ростов н/Д: «Феникс», 2002 –384 с.

34. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания.: Курс лекций. – Ростов н/Д., 2005.

Дополнительная научная и научно-популярная литература:

1. Сноу Ч. Две культуры. –М.: 1973.

2. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры. – Псков: 1994.

3. Алексеев П.В. Наука в мировоззрение. – М.: 1983.

4. Философские проблемы естествознания (курс лекций) / Под ред. В.С. Молодцова, А.М. Коршунова. – М.: 1967.

5. Булюбаш Б.В. История естествознания. – Н.Новгород: 1995.

6. Балоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. – М.: 1990.

7. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметрический мир. – М.: 1982.

8. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: 1986.

9. Корнева А.И. Проблемы познания микромира. – М.: 1978.

10. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. – М.: 1981.

Базы данных, информационно-справочные системы и поисковые системы:

1. Электронная библиотека: e LIBRARY: RU/

2. http://www.fepo.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: