Формирование понятий о числе и счислении

Ограниченными у первобытного человека были обобщённые понятия, например понятия о числе. Абстрактность численных представлений была относительной. У многих народов, живущих родоплеменным строем до настоящего времени существует представление не числа вообще, они численно определяют лишь число определённых предметов. Определение числа предметов по счёту было необходимо для реальной жизни даже первобытному человеку. Вероятно даже первобытный человек (неандерталец) умел производить простейшие арифметические действия, например деление предметов, добычи.

Измерять расстояния и время человек мог весьма примитивно. Для этого он пытался использовать привычные понятия: для самого большого измерения расстояния – день пути, меньшее расстояние измерялось в дальности полёта стрелы, броска копья; для ещё меньших размеров – пользовались размерами частей тела человека (ступня, рука, палец), что впоследствии стало древними мерами длины – локоть, пядь, фут, дюйм и т.д. Время исчислялось большими отрезками, которые были связаны с различными природными событиями и явлениями (вулканические извержения, миграция животных), положением небесных тел (день, ночь, полная луна), сезонными изменениями (сухой сезон, сезон дождей). Число и длительность сезонов, промежутков времени зависело от особенностей климата и хозяйственной жизни человека (периодов голодовок, появление тех или иных животных и растений).

Передача знаний

Человек стремился не только накопить знания, научится выполнять те или иные действия, но для него было немаловажным и передать эти знания другим членам общины, так как это способствовало выживанию как его самого, так и всех. Общественный образ жизни был необходимым условием выживания человека, а выживание напрямую зависело от тех умений, знаний и навыков, которыми обдали люди. Для общения внутри группы (родовой общины) использовалась речь, но у людей всегда возникали ситуации, при которых необходимо было передать какое-то сообщение для соплеменников на значительное расстояние. Наиболее простыми и эффективными сигналами были звуковые и зрительные. Для этого использовали: клубы дыма днём и костры ночью, звуки, издаваемые с помощью ударов определённого порядка, или с помощью изготовленных из рогов и костей животных, деревьев инструментов.

Появление рисунчатого письма помогало запоминать и передавать большие сообщения, кроме того, позволяло оставлять «письма» для соплеменников во времени, то есть те, кто шёл впереди, могли оставить послание остальным в виде рисунка и двигаться дальше. Вероятно, пиктограммы положили начало развитию изобразительного искусства (живописи). Искусство зародилось на ранних этапах развития родовой общины. Трудно сказать, что застило человека заниматься рисованием и лепкой, возможно, это были наглядные пособия для обучения детей или разработка «плана охоты», или просто повествование о том, как проходила охота. Известны многочисленные археологические находки живописных, графических и скульптурных изображений. На рисунках изображены не только отдельные фигуры, но и целые сцены из жизни человека. Появление изобразительного искусства наглядно свидетельствует о том, что в сознании человека в мезолите произошёл поворот от реализма к условности.

Устное творчество могло возникнуть в связи с необходимостью передачи знаний от человека к человеку (от старших к младшим) о природе, животных, растениях, обычаях. Впоследствии добавились сюда предания, легенды, мифы. Такие рассказы могли сопровождаться вокалом, а впоследствии и звуками простейших музыкальных инструментов (вначале ударных, затем щипковых). Практически одновременно могло возникнуть и танцевальное искусство, которые наглядно изображали сцены охоты, рыбалки, другие стороны жизни человека. Со временем они становились драматичнее, эмоциональнее, зрители постепенно становились участниками изображаемого события, поддерживая танцующих сородичей движениями, звуками. Так появились обряды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: