Религия – часть духовной культуры человека

Религия − это форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с ними. Религия подразумевает соединение с высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была утрачена, но её можно восстановить через открытость и доверие, через готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от высшего начала либо в форме откровения, либо в форме медиативного общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном пути, является заповедями, которым необходимо следовать.

Существует несколько переводов латинского слова religi:

– благочестие, набожность, святыня, предмет культа;

– восстановление или воспроизводство лиги, связи;

– совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность

– совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание богопочитание, культ.

Религиозная вера − это убеждённость человека в существовании сверхъестественного, в возможности связи с Ним, в участии сверхъестественного как в жизни самого человека, так и в истории мира. Религии – это иллюзорный способ разрешения реальных земных противоречий, иллюзорная компенсация наличных общественных отношений, своеобразное их достраивание для «преодоления» убожества и одновременно неверные способы, и приёмы воздействия на это «убожество».

На первоначальной ступени своего развития человек не мог создавать отвлечённых понятий, отображающих взаимосвязь явлений и вещей окружающего мира. Религия могла появиться лишь на определённой ступени развития человеческого общества. Религиозные представления у различных народов возникли в разное время. Отсутствие религиозных верований на первых ступенях развития человеческого общества доказывают не только исследования жизни первобытных людей. В XІX веке на островах Суматра и Огненная Земля были обнаружены племена, у которых не было никаких признаков религиозных верований.

Возникновение религии исследователи связывают с появлением родовой общины в человеческом обществе. Именно жизнь человека в обществе себе подобных заставила его контролировать, прежде всего, биологические инстинкты – пищевой и половой. Человек стал существом социальным, его поступки регулировались теперь не столько инстинктами, а традициями, регламентирующими повседневную жизнь, объединяющими и сохраняющими социальную группу.

Человек как биологическое существо постоянно находился под угрозой гибели, его жизнь зависела от всевозможных явлений, которые он объяснить не мог. Одновременно он оказывался порой сильнее каких-либо природных сил, мог каким-то образом управлять ими. Поэтому, хотя природные явления и вызывали чувство тревоги и страха, а истинные причины их были непонятны, человек воображал, что существуют некоторые сверхъестественные существа, более могущественные, которые и управляют этими силами. К этим вымышленным существам люди и обращались за помощью, обращая к ним мольбы и принося дары, чтобы умилостивить их. Таким образом, религия возникла из невежественных представлений древних людей о природе, окружающем мире, как отражение бессилия их перед силами природы.

Ранние формы религии

На ранней стадии религиозных верований не существовало представлений о богах как сверхъестественных силах. Люди поклонялись самим явлениям, предметам, силам природы. Человек наделял явления природы мыслями, волей, желаниями, страстями, то есть свойствами, присущими ему самому. Однако при этом свойства преумножались, в результате чего эти силы и предметы становились всевидящими, всезнающими и всемогущими, премудрыми существами. Таким образом, сущность религии состоит в том, что люди абстрагируют человеческое сознание от самого человека, приписывают этому абстрагированному сознанию преувеличенные свойства и почитают его как сверхъестественное существо, как бога. Тотемизм, фетишизм, анимизм и магия являются первыми формами религии, существующими и поныне.

Тотемизм (от слова «тотем» индейского племени оджибве Северной Америки, означает «его род») – это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения или, что реже, какого-либо природного явления, неодушевлённого предмета. Тотемическое животное – это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемического животного – это прототип всякого жертвоприношения, то есть заключение «кровного союза» клана с его богом. Другая форма заключения такого союза − принесение жертвы, подарков тотему.

Фетишизм (от португальского abretas − амулет) – вера в сверхъестественную силу обожествлённого предмета. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека. В основе этого феномена лежит наделение предмета сверхъестественными свойствами (исцелять от болезни, охранять от врагов, помогать на охоте). Фетиш мог быть уничтожен, если он не оправдывал ожидания человека. Считают, что идолопоклонничество возникло на основе фетишизма.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование души у любого предмета и явления. Английский антрополог Тайлер считает, что анимистические верования развивались в двух направлениях. Первое направление связано с размышлениями человека над такими явлениями, как сон, болезнь, смерть, обморок, галлюцинации, и связано с формированием понятия «душа», которая находится в теле человека и покидающая его время от времени. В дальнейшем сформировались более сложные представления о существовании души после смерти, переселении душ в новые тела, о загробном мире. Душа человека слабое, пассивное и беспомощное существо, которое легко подвергается воздействию злых сил, невидимое и самое уязвимое место человека. Все природные объекты и явления также наделены душой, но они более сильные и могут либо помогать, либо вредить человеку. Тейлор считал, что: «Анимизм есть минимум определения религии». Существуют данные этнографических исследований, которые опровергают мнение Тейлора, свидетельствующие о том, что не всегда религиозные верования первобытных людей включали в себя анимистические представления. Однако анимистические представления являются составной и неотъемлемой частью всех мировых религий.

Магия – деятельность, основанная на вере в сверхъестественную способность человека общаться с духами и с их помощью влиять на людей и явления природы. С магией связаны магические обряды, которые имеют целью получение какого-то результата особым, непрямым способом. Возникли представления, что некоторые человеческие действия могут быть не просто обычным делом, а обладать особым колдовским значением. Появились представления о том, что некоторые события могут предвещать будущее. Так появилась гадательная магия – мантика. Влияние на человеческие дела признавалось за предметами – фетишами (талисманами, амулетами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: