Исторические формы брака

Кровнородственная семья – начальный этап формирования брачных отношений, однако допускают, что вначале мог существовать экзогамный дуально-родовой брак, в этом случае все члены одного рода должны были вступать в брак со всеми членами другого определённого рода (из своего или другого племени). Брачные отношения с сородичами запрещались, существовала направленная экзогония и супружеская общность. Супружеская общность предполагает, что в племени существует строгий запрет на брак между людьми, принадлежащих к какой-то определённой части племени, но в тоже время мужчины другой половины племени с рождения считаются мужьями женщин другой половины и наоборот. Это означает, что супруга можно выбирать только из соответствующей части племени, и в определённых случаях, а на некоторые праздники мужчины и женщины могут вступать в брачные отношения с другими партнёрами, но из соответствующего класса.

Существует и по настоящее время другая форма группового брака – институт «пиррауру», означающий, что мужчина или женщина может иметь не только одного постоянного мужа или жену, но и несколько дополнительных супругов.

Существовали и другие формы группового брака, при которых брачные отношения охватывали только лиц одного поколения, родных, двоюродных, троюродных и более дальних братьев и сёстёр, вступавших в брак между собой (в любых сочетаниях), то есть охватывали нескольких братьев (сестёр) со всеми жёнами (мужьями). Такая форма брака и по настоящее время известна у народов Крайнего Севера, причём у отдельных народностей, разрешаются связи не только между лицами одного поколения, но и разных поколений (тёщи и зятя, свёкра и невесток). У других народов, например у коренного населения Гавайских островов брачные отношения не разрешались между лицами разных поколений, хотя между людьми одного поколения не запрещались.

Разумеется, групповой брак – несовершенная форма отношений, но по сравнению с неупорядочными половыми отношениями в первобытной общине дуально–групповой брак прогрессивен. Экзогамия способствовала установлению брачных отношений за пределы рода, но всё-таки существовало определённое соперничество, ревность между членами рода, поэтому со временем должны были возникнуть и новые запреты на сужение брачного круга. Запрет на браки между людьми разных возрастных категорий, вероятно, был связан с тем, что суровые условия жизни ограничивали продолжительность жизни человека 35 – 40 годами, соответственно забота о семье (жене и детях) неизбежно, в случае смерти мужа (или о малолетних детях, в случае смерти женщины), ложилась на других членов рода. У народов Севера, живущих многопоколенными, консангвиальными, патриархальными семьями существуют свои традиции, в соответствии с которыми, как и у дети считаются общими.

Постепенно первоначальный групповой брак охватывающий всех членов двух взаимобрачных родов сузился до группового брака между лицами, принадлежащими к одному поколению этих родов так называемый кросс–кузенный (перекрёстно-двоюродный) брак. В этом случае мужчины женились на дочерях братьев своих матерей, то есть на двоюродных сёстрах. Постепенно происходил последовательный запрет на браки между перекрёстно–двоюродными, перекрёстно–троюродными и далее братьями и сёстрами.

В дальнейшем брачный круг сужался за счёт ограничения группового кросс–кузенного брака. Последовательно запрещались браки между перекрёстно-двоюродными, перекрёстно-троюродными и далее братьями и сёстрами. Система брачных запретов постепенно усложнялась, групповой брак, становился более затруднителен, эпизодическое сожительство отдельных пар становилось более или менее постоянным. Постепенно, возможно уже в эпоху ранней родовой общины сложился парный, синдиасмический (лат. – соединение вместе) брак, что в большей степени отвечало потребностям общества.

Парный брак, в этот период был непрочным, возможно недолговечным, легко распадался, относительной была и его парность, так как и мужчина и женщина могли вступать в связи с другими членами рода. У ряда народов по сей день существует полиандрия – многомужество, сорората – брак с несколькими сёстрами, левирата – сожительства с женой, а в дальнейшем и брака с вдовой брата. У ряда народов приветствуется искупительный гетеризм (поочерёдная связь незамужней женщины со всеми потенциальными мужьями), гостеприимный гетеризм – право мужчины на всех потенциальных жен при посещении им другого рода, в дальнейшем этот обычай несколько изменился, то есть гостю предоставляется право на половые отношения с женой или дочерью хозяина. Парный брак у многих народов и по сей день предполагает терпимое, а порой и поощрительное отношение к добрачным и внебрачным связям женщин. У ительменов и некоторых других народов лучшей невестой считается та женщина, у которой имеются дети, что гарантирует потенциальному жениху продолжение рода, а добрачные дети жены считаются его детьми после бракосочетания.

Парный брак, хотя и был неустойчивым, в начальный период своего формирования, но парная семья обладала некоторыми хозяйственными функциями, хотя не обособлялась и не противопоставлялась роду или племени, как экономической ячейке.

Постепенно семья становилась всё более экономически обособленной внутриродовой единицей. Парный (а ранее групповой брак) отвечал интересам рода и племени, а впоследствии и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: