Философия И.Г. Фихте. 69

В отличие от объективных идеалистов, кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма бы­ли убеждены в том, что, во-первых, единственной реальностью является идея, а, во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует. Видными представителями субъективного идеализма явля­лись еще английские философы Нового времени Джордж Беркли(1685 – 1753) и Дэвид Юм (1711 – 1776). Но особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор (в последние годы жизни – ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Поводом к ее выдвижению стали, по мнению Фихте, про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого он был. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта. Он отвергает саму идею «вещей в себе» – непознаваемой разу­мом внешней реальности. Единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект). Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, вне «Я», по его мнению, самостоятельной окружающей дейст­вительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром: «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным нача­лом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружаю­щим миром внутри «Абсолютного Я» – мо­жет быть как практическим (от «Я» – к «не-Я»), так и теоретическим (от «не-Я» к «Я»).

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (так называемого солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма. Он начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность – воплощение духа. Но преждевременная смерть в расцвете сил помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что она осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: