double arrow
Философия Фихте

Фихте (1762) - великий немецкий философ. Выступал с работами социально-исторического и этического характера. В своих трудах он пытался определить цели и задачи практического действия, людей в мире и обществе. Фихте исходил из кантовского этического ригоризма и активизма.

Фихте утверждал, что гений Канта открывает ему исти­ну, не показывая ее оснований, поэтому Фихте создает философию подобно геометрии, исходным пунктом которой является сознание «Я». Это обыкновенное сознание челове­ка, оторванное от него и превращенное в абсолют. Весь внешний мир - это «не-Я» - порождение «Я». «Я» производит ««не-Я», как свою противоположность, чтобы найти приименение своей активности.

Философия для Фихте является научным самонаблюде­нием творчески-этической активности личности «Я», по­этому он называл свою философию «наукоучением».

Фихте устанавливил три деятельности Я:

1) Я полагает себя.

2) Я полагает не-Я.

3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я.

Я для Фихте - понятие духа, воли, нравственности, веры не-Я. Я - понятие природы и материи. Первоначально су­ществует только абсолютная деятельность - Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое также является «деятельностью» Я Убеждение, что сознание вещественно­го мира вне нас не что иное, как продукт нашей собствен­ной способности представления, дает нам вместе с тем представление о свободе.




Под деятельностью Я Фихте понимает нравственное по­ведение субъекта. Нравственный долг человека - стать свободным. Фихте делает вывод, что состояния свободы чело­век может достичь только на определенной стадии разви­тия. Свобода неотъемлема от знаний лишь при высоком нравственном и духовном уровне человека. Одна из блестящих идей Фихте - рассмотрение процес­са деятельности через снятие промежугочных целей с по­мощью различных средств. Практические противоречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие этих внугрипрактических противоречий.

Сама деятельность понимается как деятельность прак­тического разума, т.е. субъективно-идеалистически. Про­блема активности субъекта заставляет задуматься современников и последующих философов. Диалектический способ мышления - высочайшее дос­тижение философии Фихте. Все сущее противоречиво, а противоречие Фихте рассматривает как источник развития. В практической философии Фихте развивает учение о нравственности, государстве и праве.



Учение Фихте складывалось под впечатлением от рево­люционных событий во Франции (1789-1794.) При рассмот­рении вопросов этики, права и государства, Фихте наи­большее внимание уделил понятию свободы. Свобода - это подчинение человека законам с осознанием их необходимо­сти;

Вся человеческая история - это процесс распростране­ния свободы, пугь ее торжества. Право - это добровольное подчинение человека устновленным законам. Государство - гарант мира и защиты собственности. Государство есть организация собственников. Это положение Фихте под­тверждает догадку об экономической и социальной природе государства.

В философии Фихте содержится ряд плодотворных идей, оказавших сильное влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской мысли. Это учение о развитие сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, угверждение права разума на теоретическое познание, уче­ние о свободе, как добровольном подчинении и историче­ской необходимости, основанном на познании этой необхо­димости, исследование структуры человеческой деятельно­сти.






Сейчас читают про: