Видным представителем объективного идеализма немецкой классической философиибыл Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854). Он был сначала другом, затем оппонентом Георга Гегеля. Он пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX века до появления Гегеля. Но, проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е годы XIX века, он потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
Главная цель философии Шеллинга состояла в том, чтобы понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию и иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга можно свести к следующим основным положениям:
1) прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);
2) природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум;природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью(едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
3) материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
4) движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллингарешает вопросы социально-политического характера, хода истории:
а) главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;
б) другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Например, высокие идеалы Великой Французской революции переродились в противоположную реальность – насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних, обеднение других и подавление свободы;
в) из второй проблемы практической философии Шеллинга следует третья – размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить. Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего, а в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.