Философия Г.В.Ф. Гегеля. 66

Од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831)– профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов. Вот что о Гегеле пишет известный отечественный философ Александр Спиркин (1918 – 2004): «Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философ­ским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, ло­гику, философию права, философию истории, философию религии, философию при­роды, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике – Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспек­том. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя пред­ложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвы­чайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы» (Спиркин А.Г., 2001, С.159).

К важнейшим философским трудам Гегеляотносятся: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812– 1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» в 2-х томах (посм.), «Философия права» (1821), лекции по истории философии, философии истории, лекции по эстетике (посм.). Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея – Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод.

Главная идея онтологии Гегеля заключается в отождест­влении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собойединственно существующую подлинную реальность, но в то же время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружаю­щий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль, поскольку является носителем абсолютной идеи. Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух:

а) проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

б) целенаправленно и закономерно движется – действия, по­ступки человека, ход истории;

в) познает себя через познавательную деятельность человека;

г) творит – в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что:

· все (Мировой дух, человек, предметы, явле­ния и процессы) окружающего мира) содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

· данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

· единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1) существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

2) данному тезису всегда находится антитезис – его противопо­ложность;

3) в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

4) данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ни­что»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие, по Гегелю, – это не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Гегель считал, что развитие Абсолютного духа, а значит и всей истории происходит в сторону завоевания все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

1) восточную (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.), когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами;

2) антично-средневековую, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей;

3) германскую, т.е.современную Гегелю эпоху, когда, как он считал, себя осознают и свободны все.

Гегель считал, чтогосударство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие (воплощение) свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, е его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двига­телем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разло­жению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow