Специфика философии XIX – XX века

Эпоха неклассической западной философии (вторая половина XIX века и XX век) породила плеяду за­мечательных мыслителей, которые обогатили философскую культуру фундаментальными идеями, отразившими достижения науки и иные стороны матери­ального и духовного развития человечества. Западная философия данного пе­риода включает в себя огромное многообразие философов всевозможных школ, на­правлений и концепций. Не ставя перед собой задачи полного и всеохватного изложения сущности всех философских школ данного периода, мы сконцентрируем свое внимание на философских воззрениях наиболее заметных представителей различных течений в филосо­фии этого периода. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, отметим основные особенности развития философии XIX и XX веков в целом.

В XIX веке на положение и роль философии оказывают влияние следующие факторы:

1) наука из занятия одиночек и энтузиастов постепенно становится общественным достоянием, поскольку общество осознает связан­ные с ней преимущества, прежде всего – машинные средства, облегчающие жизнь человека. В начале XIX века были изобретены паровоз, пароход, трамвай, телеграф, электрический мотор, а также капсюльное ружье с затвором и револьвер;

2) развитие науки, повлекшее за собой мощный рывок в развитии промышленного производства, косвенно оказало влияние на формирование нового предпринимательского класса, а также класса пролетариев; большой разрыв в уровне жизни разных классов становится причиной сильной социальной напряженности;

3) изменяются представления об устройстве мира: прогресс науки, в первую очередь естественных наук, приводит к радикальной трансформации картины мира;

4) существенно расширился горизонт европейской культуры: речь идет о культурном и производственном освоении новых территорий, а также о появлении таких новых интеллектуальных и культурных центров, как Америка и Россия.

В XIX векеобостряется противостояние между рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди которых можно назвать Людвига Фейербаха, Карла Маркса и Сёрена Кьеркегора, обрушивается с критикой на философскую концепцию Г. Гегеля, закладывая основы для материализма в современном понимании, а также для экзистенциализма. С другой стороны, Артур Шопенгауэр едва ли не первым отказывается от сознания как основного концепта философии, заменяя его иррациональной волей. Фридрих Ницше закладывает основы своего учения, оказавшего едва ли не самое сильное влияние на иррационалистическую философию XX века.

Некоторые философы продолжают традиции Нового времени. Например, Франц Брентано и Огюст Конт стремятся построить обоснование философии по аналогии с естественными науками. Получают продол­жение и идеи историцизма, особенно яркое проявление которых можно найти у основателя философской герменевтики Вильгельма Дильтея.

Несмотря на все отличия, философия XIX века имеет много общего с современной философией. Нередко эту эпоху рассматривают как переходную между завершившимся Новым временем и Новейшим временем. По этой причине философия XIX века может быть рассмотрена как источник основных проблем, которые волнуют философию XX века, для которой также характерен ряд тенденций.

1. В философии XX века заметное место занимают концепции, стремящиеся дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни. Всё большую роль начинают играть обществен­ные науки и социальная философия. В научном мире распространяется убеждение, что эти дисциплины могут дать нам представление о том, как будет развиваться общество и какие опасности могут встретиться на нашем пути.

2. Философия XX века в самых различных ее проявлениях уделяет огромное влияние проблеме языка при описании объективной реальности. Иногда говорят даже об особом «языковом повороте» философии, произошедшем в XX веке. Прежде всего, здесь следует упомянуть о структурализме и выросшем на его основе постструктурализме. Большое внимание уделяли языку и представители других направлений, независящих от указанных выше, в частности аналитической философии, развивавшей идеи позитивизма (Люд­виг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.), и феноменологии (Эдмунд Гуссерль, Морис Мерло-Понти и др.).

3. Бурное развитие фундаментальной науки и связанной с ней прикладной науки или технического знания. Современная физика не только создала множество оригинальных концепций, меняющих наше представление о мире, но и претендует на роль науки, занимающей центральное место в формировании общенаучной картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: