Решения тренировочных заданий 5 страница

Тренировочные задания Для замечаний
1. Какие можно выделить этапы в истории взаимодействия природы и общества? 2. Назовите основные элементы социальной структуры общества. 3. Дайте характеристику основных элементов духовной жизни общества.  

5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Для замечаний
Тесты   1. Какое из приведенных ниже положений наиболее правильно отражает взаимодействие природы и общества? а) природа определяет развитие общества; б) человек – господин (хозяин) природы; в) общество часть природы; г) природа – важнейшее условие существования общества.   2. Что такое общество? а) совокупность людей, проживающих на определенной территории; б) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая конкретную форму жизнедеятельности людей; в) этап человеческой истории; г) совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов», контроля над своими действиями и т.п.; д) совокупность действий индивидов; е) сумма связей и отношений, в которых люди находятся друг с другом; ж) сам человек в его общественных отношениях; з) продукт взаимодействия людей (производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организация семьи и кланов, политический строй и общественное сознание).   3. Что такое способ производства? ä) исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений; определенный вид процесса производства необходимых для жизни людей материальных благ, который протекает в конкретных общественных формах; способ воспроизводства общественной жизни в целом; взаимодействие людей с целью воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования; производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.   4. Какое из философских течений (направлений) обосновывает определяющую роль способа производства материальных благ в жизни общества?   ã) метафизический материализм; субъективный идеализм; диалектический материализм; объективный идеализм.   5. Что такое аксиология?   а) учение о бытии; б) учение о политических процессах; в) философское учение о ценностях; г) учение об обществе.   6. Выберите наиболее полное определение понятия культура.   а) образование; б) моральные нормы; в) совокупность духовных ценностей; г) надбиологические программы деятельности, закрепляющие социальный опыт.   7. Выберите правильное суждение:   а) философия истории – исследование бытия исторического процесса; б) философия истории – установление истинности исторических фактов; в) философия истории – постижение смысла истории и методологии исторического познания.   8. Что означает волюнтаризм?   а) народ творит историю в соответствии с объективными законами развития общества; б) движение общества не зависит от деятельности выдающихся людей; в) история – результат саморазвития мирового разума; г) люди творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.   9. Укажите элементы духовной жизни общества.   а) политическая надстройка; б) духовные потребности; в) общественно-экономическая формация; г) деятельность по созданию духовных ценностей.   10. Какая их глобальных проблем современности получила наибольший резонанс в общественном сознании в настоящее время?   а) экологическая; б) демографическая; в) социально-политическая; г) исчерпание природных сырьевых ресурсов.      

ВЫВОДЫ

Философия как специфический способ духовного освоения реальности за свою более чем двадцатипятивековую историю прошла эволюцию, какой не знала ни одна из форм общественного сознания. При этом она не только сохранила свой изначальный приоритет в интегративно-духовном способе диалога человека с миром, но продолжает наполнять его новыми аспектами и смыслами, воспроизводящими эволюцию природной, социальной и духовной реальности. Философы далеко не всегда правильно ориентировались в событиях, происходящих в науке, искусстве, религии и других сферах духовной деятельности. Однако это не обесценило самой философии и философского способа постижения реальности, ориентированного на отыскание в ней человеческих смыслов.

В рамках философского осмысления мира накоплено много оригинальных представлений о предметах, явлениях и процессах реальности, методах и формах их духовного воспроизведения. Очень часто они далеко опережали свое время и в разных вариантах воспроизводились в науке, правовом и политическом сознании. Сохранит ли и в будущем философия свое значение как источник духовных новаций? Вопрос не риторический. На него наводят тревожные события, связанные с новой волной оккультизма, астрологических верований и мистицизма в массовом сознании, уверенная поступь массовой культуры и религиозного фундаментализма. Будет ли востребован обществом ее интеллектуальный потенциал? На эти вопросы можно ответить положительно при условии, что философия останется способной своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. Но чтобы она осталась такой, об этом должны заботиться не только представители философии, но и общество, в котором они существуют.



Решения тренировочных заданий

Тренировочные задания к главе 1 Ответы / Решения
1. Какие события в жизни общества обусловили возникновение философии?     2. Дайте периодизацию основных этапов античной философии, раскройте их тематическую специфику.     3. Назовите важнейшие философские идеи эпохи Просвещения. 1. Разделение общества на классы, отделение умственного труда от физического, расширение хозяйственных и культурных контактов, зарождение науки, установление демократического общественного строя.   2. Досократовский (7-6 вв. до н. э.) Натурфилософская проблематика. Классический (5-4 вв. до н. э.) Постановка и исследование большинства важнейших философских проблем (природы, общества, человека, познания и др.) Эллинистический (3-2 вв. до н. э.) Сосредоточение внимания на жизни отдельного человека. Римский (1в. до н. э.- 529 н. э.) Нравственная и экзистенциальная проблематика.   3.Идея переустройства социальной жизни на разумных основаниях. Идея распространения положительных, практически полезных знаний. Идея борьбы с клерикализмом. Идея неограничсенного социального прогресса
Тренировочные задания к главе 2 Ответы / Решения
1. Что означает термин «бытие» (его основные смыслы)?     2. Какие основные этапы включает процесс формирования категории «материя»?   3. С какими философскими принципами связаны основные группы категорий? 1. Термин «бытие»означает: —во-первых, совокупность материальных образований (вещей, явлений, процессов) в их противопоставлении явлениям и процессам сознания, т. е. духовному, идеальному. —во-вторых, совокупность всего существующего здесь и теперь, т. е. вещей, явлений, процессов природной, социальной и духовной реальности. —в-третьих, способ существования материальных и духовных образований. В первом случае термин используется в наиболее узком смысле, поскольку он не охватывает духовные образования, которые существуют столь же реально, как и материальные. Наиболее широким является второй смысл. Третий смысл - наиболее содержательный в проблемном аспекте, он ориентирует на осмысление объективных законов бытия, законов взаимодействия материальных и духовных образований.   2. Выделяют четыре основных этапа: —на первом содержание категории «материя» тяготело к чувственным представлениям о природных «стихиях» (вода, земля, огонь, воздух, дерево, металл и др.); —на втором материя отождествлялась с атомами, как особой формой вещества, несводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. —на третьем этапе материя представлялась как объективная реальность, обладающая двумя фундаментальными свойствами: 1) способность существовать независимо от сознания, 2) способность отражаться человеческим сознанием, —на четвертом этапе продолжается процесс формирования субстанциально-аксиологической концепции материи, ориентированное на более полное и системное представление о ее атрибутов.   3. С принципами универсальной взаимосвязи, материального единства мира системности, развития, детерминизма.
Тренировочные задания к главе 3 Ответы / Решения
1. В чем состоят качественные отличия сознания человека от психики животных?     2. Какие направления современной философии уделяют особое внимание проблеме человека?     3. Каковы основные признаки творческой деятельности?   1. К качественным отличиям сознания человека от психики животных относятся: а) абстрактное мышление; б) целеполагание; в) самосознание.   2. К числу философских направления, занимающихся преимущественно проблемой человека, относятся: а) философская антропология; б) персонализм; в) экзистенциализм.   3. Важнейшими признаками творческой деятельности являются новизна и полезность.  
Тренировочные задания к главе 4 Ответы / Решения
1. Какие науки изучают познавательные процессы?   2. В каких чувственных и рациональных формах осуществляется человеческое познание?   1. Естественнонаучные дисциплины (нейрофизиология, нейропсихология, нейролингвистика, кибернетика, информатика и др.), гуманитарные науки (этнография, языкознание, история культуры, история науки, социология, психология, социальная психология и др.)   2. Чувственные формы: ощущение, восприятие, представление, воображение. Рациональные формы: —логические - понятие, суждение, умозаключение, доказательство и др.; —формы поискового знания - вопрос, проблема, задача, идея, гипотеза; —формы системного выражения полученных знаний - эмпирический факт, закон, понятие, принцип, в идеале - научная теория; —формы нормативного знания - способ, метод, прием, алгоритм, программа,идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления.
3. Каковы отличительные признаки научного познания? Направленность на производство знания, как непосредственно, так и в конечном плане; четкая выделенность предмета познания в виде целостной совокупности устойчивых характеристик познаваемого объекта; использование специализированного инструментария; четкая регламентированность познавательных действий посредством методов и других видов нормативного знания; логическая и экспериментальная обоснованность результатов и системность их изложения; наличие специализированного языка.
Тренировочные задания к главе 5 Ответы/Решения
1. Как можно выделить этапы в истории взаимодействия природы и общества?         1. В истории взаимодействия природы и общества выделяют четыре этапа: Первый этап можно назвать древнейшим. Он характеризуется непосредственным присвоением и использованием готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Второй этап– аграрный. Ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становится земледелие и животноводство.Начинает развиваться ремесло, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура, в качестве источников энергии использовалась мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды. Он охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. Третий период получил название промышленного. В области энергетики он начался с применения паровых машин, а затем и электрических двигателей. Начала интенсивно развиваться наука. Природные ресурсы перестают считаться практически неисчерпаемыми. Мощь человечества становится сопоставимой с мощью стихий. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Сегодня начинается новый этап взаимодействия природы и общества. Он характеризуется бурным развитием науки и техники, превращением научно–технической деятельности в ведущую сферу общественного производства.
2. Назовите основные элементы социальной структуры общества. 2. Общество – сложная совокупность различных социальных групп, их связей и взаимодействий, то есть оно социально организовано. При характеристике социальных общностей следует исходить из того, что главным определяющим фактором выступает способ общественного производства. На основе экономической жизни общества и во взаимосвязи с ней возникают социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся в конкретных отношениях между собой и обществом в целом. Специфика этих групп позволяет выделить в качестве основных элементов общей структуры общества, его этно – национальную, демографическую, поселенческую и классовую структуру, а также социальную стратификацию.
3. Дайте характеристику основных элементов духовной жизни общества.         3. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность, результатом которой выступают определенные взгляды людей на мир. Они воплощаются в нормах поведения, произведениях искусства, традициях и т. д. Различают производство прикладных идей, одухотворяющих повседневную жизнь и производство фундаментальных идей, намечающие новые цели. Духовные потребности — внутренние побуждения к творчеству. Они объективны по содержанию (обусловлены самой жизнью людей) и субъективны по форме (предстают, как проявления внутреннего мира человека). Предпосылкой формирования духовных потребностей выступает духовное потребление. Общество должно сознательно и целенаправленно формировать этот элемент духовной жизни, поскольку в противном случае произойдет усреднение и стандартизация потребностей людей. Духовные отношения – отношения людей к ценностям и к другим людям по поводу этих ценностей.




double arrow
Сейчас читают про: