1. Происхождение философии, круг ее проблем и функции в системе культуры.
2. Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3. Философия Древнего Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке.
4. Философия античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция.
5. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.
6. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения, ее направленность и вклад в духовную культуру человечества.
7. Экономические и духовные предпосылки философии Нового времени. Становление механистического мировоззрения.
8. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
9. Учения о субстанции в философии Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
10. Духовная атмосфера эпохи Просвещения и общественно-правовые идеалы ее социальной философии.
11. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка и материализм французских просветителей.
12. Проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.
13. Гегелевское учение о диалектике.
14. Антропологический материализм и концепция отчуждения Л. Фейербаха.
15. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Главная задача философии и ее основной вопрос. Социальная философия марксизма.
16. Развитие марксистской философии В.И. Лениным.
17. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
18. Проблема бессознательного в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг).
19. Эволюция позитивизма.
20. Философия экзистенциализма, отчужденный человек и проблема его существования в пограничной ситуации.
21. Проблема человека в религиозной философии ХХ в.
22. Технократические течения философии ХХ в.
23. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XI—XIX вв.
24. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI - XIX вв.
25. Бытие, его философский смысл и основные формы.
26. Материя как философская категория и объективная реальность. Основные этапы эволюции учений о материи.
27. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.
28. Пространство и время как формы существования материи.
29. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы.
30. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики.
31. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).
32. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).
33. Сознание как атрибут материи, его генезис и способы существования. Сознание и язык.
34. Структура индивидуального сознания. Самосознание.
35. Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология.
36. Формы общественного сознания.
37. Антропосоциогенез: факторы, рубежи, результаты. Биологическое и социальное в человеке.
38. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.
39. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности.
40. Предмет и основные понятия теории познания.
41. Место и роль практики в познании.
42. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.
43. Понятие истины и ее критерии.
44. Специфика научного познания.
45. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
46. Структура научного знания.
47. Методы научного исследования.
48. Понятие и социальные функции науки.
49. Структура научного сообщества и этические нормы науки.
50. Феномен научной революции. Противоречия научно-технического прогресса.
51. Основные типы отношений человека к природе.
52. Естественная и искусственная среда обитания людей. Проблема коэволюции общества и биосферы.
53. Понятие общества и его структура.
54. Способ общественного производства и основной социологический закон.
55. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Закон соответствия.
56. Духовная сфера жизни общества и проблема ценностей.
57. Культурно-цивилизационные основы общественного бытия. Человек в мире культуры.
58. Источники и движущие силы общественного развития. Исторические личности, социальные элиты, народ.
59. Эволюция и революция в общественном развитии.
60. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.
61. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность.
62. Понятие прогресса. Прогресс и регресс. Противоречия и критерии прогресса.
63. Глобальные проблемы современности.
64. Социальное прогнозирование: функции, основные типы прогнозов и методы.
Толковый словарь
Слова, словосочетания и их значения | Для замечаний |
АВТОРИТАРИЗМ – общественно-политический строй, власть в котором монопольно осуществляется одним лицом (партией, кланом). АНТИНОМИЯ – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство. ВЕРА – эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нем принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности. ВОЛЯ – способность человека к сознательным усилиям, необходимым для достижения цели. ГЕНЕЗИС — философская категория, выражающая возникновение, происхождение и становление развивающихся объектов. ДИСКРЕТНОСТЬ – прерывность: противопоставляется непрерывности (континуальности). ИДЕНТИФИКАЦИЯ – установление тождества объектов на основе определенных признаков. ИЕРАРХИЯ– отношение зависимости (подчинения) частей какого-либо целостного образования. ИМПЕРАТИВ– правило, выражающее долженствование, т.е. принуждение поступать исключительно предписываемым образом. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – в широком смысле предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу; в специальном – экстраполяция исходных положений какой-либо формальной системы на какую-либо содержательную систему, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы. КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип. ОБОСНОВАНИЕ – мысленная процедура, направленная на принятие определенной системы знаний, оценок, норм, способов деятельности путем установления их связи с другими духовными образованиями (более широкой системой знаний, оценок, норм, представлением об успешном способе действия, фактами, которые признаются бесспорными и др.) ОБЪЯСНЕНИЕ – раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, определяющие его существенные характеристики. ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними. ПОЛИТИКА –вид рисковой коллективной деятельности в области властных отношений, участники которой пытаются изменить свой статус в обществе и перераспределить сферы влияния в контексте сложившихся исторических взаимоотношений человеческих общностей. ПОНЯТИЕ – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. РЕФЛЕКСИЯ – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. ТЕОЛОГИЯ – богословие, учение о боге, систематизация вероучения определенной религии. ЭПИСТЕМА – понятие, обозначающее общее пространство знания (эпистемологическую сферу) и порядок чувственно не воспринимаемых взаимосвязей слоев и вещей. ЭЛИТЫ – высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах жизнедеятельности общества – политической экономической, административной, военной, интеллектуальной и др.,– обычно имеющие ряд явных и неявных привилегий. |
ЛИТЕРАТУРА
По курсу в целом
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. 568 с.
Введение в философию: Учебник. Для высших учебных заведений. В 2-х ч.; Рук. авт. кол. И.Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1-2.
Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. для гуманит.-соц.специальностей высших учебных заведений. 2-е изд., исправ. и доп. Волгоград: Комитет по печати, 1996. 352 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Русское слово, 1996. 432 с.
Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. 551 с.
К разделу I
Абдзiраловiч I. Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага светапогляду. Мн.: Навука і тэхніка, 1993. 43 c.
Асмус В..Ф Античная философия: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 1976. 543 с.
Буржуазная философская антропология ХХ века: Сб.ст. / Отв.ред. Б.Т.Григорьян. М.: Наука, 1986. 294 с.
Вайнштейн Э.С. Стержень спирали (Опыт неформальной философии). 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. 258 с.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX веков. 2-е изд., испр. и доп. Л.Изд-во ЛГУ, 1989. 744 с.
Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: Прометей, 1991. Т.1,2.
Кепеци Б. Неоконсерватизм и ”новые правые”. М.: Политиздат, 1986. 142 с.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII–начала XIX века: Учеб. пособие. М.: Высш. Шк., 1989. 478 с.
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. 303 с.
Майхрович А.С. Поиск истинного бытия человека: Из истории философии и культуры Беларуси. Мн.: Навука і тэхніка, 1992. 247 с.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., измен. и доп. М.: Прогресс, 1992. 414 с.
Новая технократическая волна на Западе: Сб.ст., переводы. М.: Прогресс, 1986. 452 с.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 403 с.
Очерк истории философской и социологической мысли Беларуси. Мн.: Навука і тэхніка, 1973. 557 с.
Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. / Пер. с англ. М.: МИФ, 1993. 445 с.
Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 1979. 448 с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 1981. 374 с.
К разделу II
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. 222 с.
Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. 248 с.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 1997. 832 с.
Категории диалектики, их развитие и функции / Отв.ред. В.П.Иванов. Киев: Навукова думка, 1980. 263 с.
Конкин Н.И. Проблема формирования и развития философских категорий. М.: Высш. шк., 1980. 245 с.
Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Мн.: Навука і тэхніка, 1989. 220 с.
К разделу III
Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Навукова думка, 1991. 195 с.
Гроф С. Области человеческого бессознательного / Пер.с англ. М.: Изд-во Трансперсон.ин-та, 1994. 273 с.
Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1991. 302 с.
Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология, Критический анализ. М.: Мысль, 1988. 203 с.
Мозг и разум. М.: Наука, 1991. 175 с.
О человеческом в человеке / Под общ.ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. 382 с.
Проблема человека в западной философии: Сб.переводов. М.: Прогресс, 1988. 544 с.
Смирнов С.Д. Психология образа. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.
Спиркин А.Т. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
К разделу IV
Альтшулер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. 479 с.
Быков В.В. Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. 174 с.
Добронравова И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990. 149 с.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв.ред. И.Т.Касавин. М.: Политиздат, 1990. 461 с.
Идеалы и нормы научного исследования / Редкол. М.А.Ельяшевич и др. Мн.: Изд-во БГУ, 1981. 431 с.
Киссель М.А. Судьбы старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии ХХ века. М.: Мысль, 1974. 279 с.
Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М.: Высш. шк., 1991. 143 с.
Кун Т. Структура научных революций / Пер.с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 159 с.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 257 с.
Лукашевич В.К. Анатомия научного метода: Учеб. Пособие для магистрантов и аспирантов. Мн.: Мисанта, 1999. 96 с.
Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах / Редкол.: Л.Б.Баженов, М.Д.Ахундов. М.: Наука, 1980. 360 с.
Научные революции в динамике культуры. Мн.: Изд-во Университетско, 1987. 384 с.
Научный прогресс: методологические и социальные аспекты / Отв.ред. И.П.Меркулов. М.: ИФАН, 1989. 130 с.
Проблема истины в современной западной философии. М.: Ин-т философии АН СССР, 1987. 146 с.
Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1986. 121 с.
Степин В.С. Становление научной теории. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. 319 с.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992. 191 с.
Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн.: Вышэйш. шк., 1974. – 152 с.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Нау чная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994. 274 с.
Суслов И.П. Методология экономического исследования. 2-е изд., перераб. М., 1983. 215 с.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. 399 с.
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.
Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития: Учеб. методическое пособие для вузов. Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1996. 103 с.
К разделу V
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособие. М.: Владос, 1994. 335 с.
Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993. 175 с.
Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Право и экономика, 1997. 360 с.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998. 352 с.
Васильева В.В. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 227 с.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер.с англ. М.: Прогресс, 1990. 495 с.
Гребнев Л.С. Философия экономики (старые истины и новое мышление). М.: Луч, 1991. 154 с.
Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для гуманитарных вузов. М.: АО “Аспект-Пресс”, 1994.316 с.
Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998. 288 с.
Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 с.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 230 с.
Криштапович Е.А. Философско-методологические регулятивы исторического познания (на материале историософии Р.Арона). Мн.: Право и экономика, 1997. 90 с.
Лойко А.И. Модернизация деятельности. Философско-аксиологический аспект. Мн.: Право и экономика, 1997. 157 с.
Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика: Сб.ст. / Отв.ред. В.Г.Федотова. М.: ИФРАН, 1992. 117 с.
Объяснение и понимание в социальном познании: Сб.ст. / Отв.ред. В.Г.Федотова М.: ИФРАН, 1990. 137 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. / Пер.с англ. М.: Культурная инициатива, 1992. Т. 1, 2.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. 159 с.
Семашко Л.М. Сферный подход: философия, демократия, рынок, человек. СПб.: Нотабене, 1992. 363 с.
Социальный облик современного западного общества / Отв.ред. И.Е.Гурьев, С.Н.Надель. М.: Наука, 1993. 223 с.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 573 с.