1) Мировоззрение – более или менее обобщенная система представлений
о мире, человеке и связях между ними; способ духовно-практического освоения реальности, форма осознания человеком своего положения в мире, включающая убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности.
Структура мировоззрения:
· знания (задают обобщенную модель мира и место человека в нем; в них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности);
· ценности (определяют правила и принципы социальной жизни, ориентируют человека);
· эмоционально-чувственный компонент (личностно-субъективные формы восприятия человеком окружающей действительности и своего места в мире);
· убеждения (основные принципы деятельности и поведения).
2) Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения: в зависимости от субъекта-носителя, по параметру полноту и системности представлений о реальности и т.п. Нас в этом вопросе будет интересовать историческая типология мировоззрения. В соответствии с ней выделяют:
|
|
· мифологическое мировоззрение,
· религиозное мировоззрение,
· философское мировоззрение.
Теперь остановимся подробнее на каждом из них.
Мифологическое мировоззрение – исторически первая форма мировоззрения.
Мифология – древнейший тип мировоззрения, в котором мир, человек и связи между ними раскрываются по средствам мифа.
Мифология представляет собой полуфантастический образ реальности, где реальные события слиты с мифом.
Характерные черты:
ü синкретизм (слитность);
ü художественность;
ü эмоциональность;
ü образность;
ü анимизм (одухотворение реальности);
ü отсутствие отличий между сверхъестественным и естественным, между реальностью и воображением.
Мифологическое мировоззрение основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуалов и базирующихся на них запретов и социальных норм поведения и деятельности человека.
Религиозное мировоззрение.
Религия – социально организованная вера индивидов, групп, больших сообществ в существование сверхъестественного существа (Бога или богов), закрепляющая основные мировоззренческие и культурные ценности данной эпохи.
Вера – особое психологическое состояние, которое опирается на безусловное принятие определенных факторов в качестве объективно существующих.
В чем состоит принципиальное отличие религиозного мировоззрения от мифологического?
Мифология | религия |
человеческое и божественное, естественное и сверхъестественное слиты воедино | реальность делится на земную (в человеке – тело), и сокральную (душа); Бог – абсолют, который бесконечно выше человека |
вера в незыблемость ритуалов | вера в бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культурных действий, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего факт интимного соединения с Богом |
Характерные черты:
|
|
ü догматичность;
ü способствует формированию автономной личности;
ü основана на вере;
ü определяет моральные ценности;
ü возникает понятие морали;
ü не ставила вопрос об истине и адекватной оценке мира.
Философское мировоззрение возникает во время сильнейших социальных трансформаций (развитие ремесла, торговли, частной собственности, товарно-денежных отношений, городской культуры, права, письменности). Философия – качественно новый тип мировоззрения, в нем представление о мире обосновывается рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира.
Общее с мифологией и религией:
ü устремленность к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания;
ü также использует метафоры, символические образы, пытается приобщить к миру высших ценностей, идеалов.
Различия:
ü стремится не к чувствам, а к разуму;
ü в отличие от религии опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств;
ü главный инструмент философии – язык теоретических понятий и категорий;
ü плюралистична;
ü рефлексирует ценности;
ü системна;
ü всеобщий характер знания.
Характерные черты:
ü концептуальна;
ü ценностно нагружена;
ü использует язык категорий, абстракций высшего уровня, которые фиксируют наиболее универсальные черты реальности;
ü опирается на законы логики;
ü стремится к системности и последовательности.
3) Предмет философии – фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии. Онпостоянно меняется и модифицируется, но ядро остается неизменным, это
ü проблема универсума (вопросы о первоначале, конечности и бесконечности, единственности и множественности бытия);
ü проблема человека (смысл жизни, свободен он или нет, отличие его бытия от других типов бытия);
ü проблема взаимосвязи человека и мира.
Проблемы философии носят открытый характер и охватывают все наше существование.
4) Философия до 19 века является царицей наук, методологией и нравственным ориентиром, она определяет развитие культуры. Философия является элементом культуры, она критикует ценности и дает толчок для изменения культуры. Философия в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства данной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.
Культура – сложнейшая система надприродных программ деятельности, поведения и общения, которые обеспечивают воспроизводство всех форм социального бытия человека; духовные и материальные ценности, созданные человеком.