Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии.
Предпосылки перехода от классической философии к постклассической:
ü крупный рост населения;
ü на арену выходят массы;
ü промышленная революция;
ü технический прогресс;
ü развитие науки;
ü философия пытается стать наукой;
ü противостояние между богатыми и бедными -> эпоха революций;
ü формирование массового общества
Классика | постклассика |
временные рамки | |
Берет начало в традиционной цивилизации и продолжается в индустриальной цивилизации (античность – середина 19 века) | Берет начало в индустриальной цивилизации и продолжается в постиндустриальной цивилизации (середина 19 века – по сей день) |
место философии в социальной жизни | |
философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); реальность панлогична; создание грандиозных философских систем социального характера | философия – продукт социальной жизни, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном ряду с другими науками, религией, искусством; Множество разнообразных направлений |
центральная идея | |
мир разумен, гармоничен и подчиняется разумным законам | иррациональность: отрицание разумного начала бытия; мир – набор социально-культурных практик; единых законов нет; мир неразумен, хаотичен, неуправляем |
человека и мире | |
исследование мира через бинарную оппозицию: человек-мир; противопоставление человека и его разума природе; человек внеисторичен и обладает универсальным средством познания мира – разумом | человек – часть социума; его сознание обуславливается социумом, культурой; все формы сознания отражают реальность; человек историчен; процесс познания и его результаты всегда опираются на традиционные, априорные формы познания |
предмет философии | |
ищет неизменную первооснову бытия, субстанцию реальности, с помощью которой объясняется гармоничность реальности | предмет философии плюралистичен, историчен, нет единства предмета философии |
основные черты | |
ü субъект-объектная форма философского мышления; ü единство предмета философии; ü возможность объективного познания реальности; ü возможность концептуального знания; ü ориентация на создание систем, охватывающих все разнообразие в его единстве; ü единство категориального аппарата | ü познающий разум – часть реальности; ü плюрализация предмета философии (множество философских школ и направлений); ü меняется структура: философия культуры, языка, политики, искусство, религия; ü антропологический поворот; ü увеличиваются выразительные возможности философии |
Общие черты: философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.
|
|
|
|
Классика: развивается под воздействием основного вопроса философии, в котором выделяют 2 аспекта:
ü вопрос о первичности материального и идеального:
- материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно);
- идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало):
§ субъективный (личностное сознание, связанное с самим человеком);
§ объективный (надличностное сознание).
ü вопрос о познаваемости мира:
- агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы);
- гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт)
(агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс);
Постклассика:
ü экзистенциально-феноменологическая стратегия
· немецкая школа (Хайдегер)
· французская школа (Сартр, Камю)
Проблемматика: индивидуальное существование человека, человек как индивид и человек в мире.
Цель: содействие человеку в обретении личностного бытия. “Человек, осуществи свой собственный путь!”
ü социально-критическая стратегия стратегия
Проблемматика: различные формы угнетения, конфликты и противоречия.
· марксизм (Маркс, Энгельс)
· неомарксизм (Хокхайхер, Адорно, Маркузе)
· постмарксизм (Хабермас)
· феминизм (Вульф, Митчел)
Цель: освобождение человека от идеологий, насаждаемых в обществе и выдающих себя за истинную картину.
(Хабермас, Адорно, Маркузе, Хокхайхер)
ü аналитическая стратегия
Проблемматика: язык (науки, обыденный)
· неопозитивизм (Шлик)
· лингвистическая философия
· постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)
Современные тенденции: чистые стратегии сменяются гибридными образованиями современных философских массивов.
4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции
1) Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира.
Философия:
ü направлена на исследование глобальных черт бытия;
ü формирует знание с помощью абстрактных категорий;
ü опирается на законы логики;
ü стремится к системности и последовательности;
ü любую идею аргументирует;
ü ориентирована на выявление незримых взглядом свойств реальности;
ü ценностно нагружена.
|
|
Из определения следует такая характеристика философии как многомерность. Многомерность можно проследить по разным направлениям, в разных ракурсах. Ракурсы: проблематика, разнообразие методов исследования, предметные области, функции.
2) Разнообразие предметных областей. Предметная область — некий фрагмент реальности, на освоение которого нацелена та или иная система теоретического знания.
Предметные области:
ü онтология (исследование наиболее фундаментальных принципов и основ бытия);
ü гносеология (проблемы познания);
ü антропология (сущность и природа человека);
ü этика (учение о морали);
ü эстетика (природа прекрасного);
ü логика (выявляет законы мыслительной деятельности);
ü социальная философия (общество);
ü философия истории и т.д.
Многообразие предметных областей, переживающие процесс дифференциации с одной стороны и интеграции с другой.
Разнообразие методов исследования. Метод — система регулятивных принципов, направляющих и задающих действия человека в любой области. Апробированные знания оборачиваются методом, теория оборачивается методом. И тогда многомерность феномена философии заключается во множестве методов, которыми она пользуется для решения поставленных задач.
Классическая философия:
ü диалектический (формируется в античной философии; Диалектика – метод филосовского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны между собой);
ü метафизический (каждый объект можно описать отдельно, независимо от его связи с другими объектами, устойчивость и неизменность вещей).
Постклассическая философия:
ü анализ языка (аналитическая философия);
ü системный подход (рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы)
ü феномен. редукция (редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса) и т.д.
Разнообразие функций философии.
|
|
ü мировоззренческая (самые общие контуры картины реальности, определяет при этом место человека в этой картине, является основой мировоззрения).
ü методологическая (дает ориентиры в познавательной деятельности человека в любой области)
Для современной науки методологическая проблематика приобретает особо важное значение, поскольку здесь существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-позна-вательской деятельности.;
ü социально-критическая (может выступать социальным обоснование взглядов тех или иных социальных групп, дает социальные ориентиры)
Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно складывающимися формами ее и доминирующими в обществе ценностями и идеалами.
Многовекторность развития философской мысли.
Классика:
ü соотношение материи и сознания:
- материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно);
- идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало);
ü вопрос о познаваемости мира:
- агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы);
- гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт)
(агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс);
Постклассика: выделение особых предметов изучения: экзистенциализм, аналитическая философия.
Выделение этапов развития философии по культурологическому принципу.
Античность, средневековье, возрождение, новое время, просвещение, немецк. классика, постклассика и т. д.
Социальный статус. Классика: философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); постклассика: философия – продукт социальной жизни, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном ряду с наукой, религией, искусством.