Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества

Информация — значимые сведения о чем-либо, когда форма их представления также является информацией, сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

так и тех к-рных форм, в которых происходит их осознание мира как целого.

Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

Медиатизация – возрастание объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, занимающей непосредственный опыт людей.

До сер 20 в. термин информация использовался в обыденно-житейском смысле как сообщение, сведения. В математической теории инф-ции и кибернетике под И. Стали понимать те сведения, которые уменьшают степень неопределенности у получателя (по каналам связи). В синергетике И. Трактуют как «меру порядка», т.е. как противоположность энтропии. В отличие от инф. процессов природы, cоц. И. способна кодироваться и сохраняться в виде к-ры.

2. В 80-х г.г. ХХ в. качественное – «информ. революции». Направления– процесс информатизации и медиатизации об-ва.

Информатизацией можно назвать быстрый и всеобъемлющий процесс становления и распространения инф-ционно-телекоммуникационных технологий, который становится O.ивной основой современных ц-ционных изменений об-ва, к-ры и ч-ка. Информатизация – O.ивная предпосылка формирования инф-ционного, постиндустриального, об-ва (ИО). Понятие И.О. обозначает: 1. социологическую и футурологическую концепцию, связывающую будущее ч-чества с производством и использованием инф-ции, прежде всего научно-технической; 2. принципиально новую стадию существования ч-чества, об-во, в котором инф-ция становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью.

3.1. Концепция И.О. разрабатывалась рядом исследователей из различных областей об-вознания и является вариантом концепции постиндустриализма. Сам термин "ИО" – в 1962 году американский экономист Фрэнсис Машлуп. Машлуп первым обратил внимание на рост потребности в высоко квалифицированном (инф-ционно насыщенном) труде во всех основных сферах промышленности США.

3.2. Дэниэл Белл: рост влияния инф-ционных ресурсов в об-венной жизни как решающий фактор становления нового "постиндустриального" об-ва, свободного от противоречий и недостатков предыдущих об-венных с-м. По мысли Белла, информатизация труда ведет к росту творческой активности и самостоятельности работника.

3.3. Маршалл Маклюэн, – влияние нового инф-ционного порядка на об-венные умонастроения, определил его как оформление " глобальной деревни". В такой "деревне" частная жизнь людей существенно зависит от многообразных и равно доступных источников инф-ции, данные которых чаще всего принимаются на веру и не оцениваются критически => инф-ционная мифология, которую создают масс-медиа.

3.4. Элвин Тоффлер, выдвинул идею "Третьей Волны" (1-я –характерной для традиционно-аграрной к-ры: к-ра в семье), (2-я – отражающей особенности индустриального об-ва: к-ра в госуд, нации). Об-во Третьей Волныдает ч-ку возможность свободного движения в пространстве к-ры, право самостоятельного выбора жизненного сценария из многообразия инф-ционных предложений.

В экономике быстро развивается инф-ционная индустрия, в которой выделяют «первичный информ. сектор» - информ. продукты (книги, передачи) и услуги, а также «вторичный информ. сектор» - те продукты и услуги, которые обеспечивают производство, переработку, хранение, распространение инф-ции - инф-ционные технологии. Во-вторых, процессы информатизации интегрируют мировую экономику в глобальную с-му, четко скоординированную через телекоммуникации. Оба процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3.5. Фр. Авраам Моль – принципиально нового типа к-ры. Моль предлагает называть его "войлочным" или "мозаичным". Вся предшествующая к-ра строилась по принципу жесткой иерархичности и с-мности, стремясь обеспечить максимальную упорядоченность об-венных отношений и ценностных ориентаций.

Современная «мозаичная» к-ра строится принципиально иным образом. Образованность больше не является условием успеха. С-мность знания уступает место умению непринужденно передвигаться на различных уровнях инф-ционного пространства. К-рная пр-ма индивида постоянно меняется, не успевая стать частью личного опыта. Подобные трансформации в чисто практическом аспекте оказываются достаточно успешным, однако приучают пользователя к упрощенному, "рекламному" стилю отношения к действительности. Единственная O.ивная характеристика инф-ционной среды – не качество, а плотность, насыщенность. Основанием для "прописки" в к-ре здесь становится выбор конкретной модели инф-ционного обмена. Многообразие выбора (вербальное общение, кино, электронная почта, телевидение, кабельные сети, компьютер, правительственные базы данных, электронные инф-ционные бюллетени, дискуссии on-line или chats, FM радио и т.п.) создает возможность самореализации в качестве партнера по сетевой игре и т.п. В этой к-ре разрушаются привычные с-мы ценностей, она хаотична и фрагментарна, в ней нет единого "плана" и четкой социальной иерархии. Характерной чертой современного инф-ционного пространства становится его принципиальная нелинейность.

В таком об-ве и к-ре «инф-ционный взрыв» сопровождается новым витком развития «4-й» власти (наряду с традиционными ветвями) средств массовой инф-ции и коммуникации - масс-медиа, (СМИ) –выполняют просветительную, образовательную, воспитательную, коммуникативную, регулятивную ф-ции в об-ве: они формируют шкалу ценностей, влияют на моду и стиль общения, диктуют политический выбор и определяют объем продаж товаров и т.д.

4. Бесспорные преимущества новых инф-ционных технологий – это оперативность, высокая скорость коммуникации, достаточно широкая база данных практически по всем сферам жизни об-ва и уникальная возможность построения бесцензурной к-рной среды. Масс-медиа приобретают все более явный статус одного из основных к-ротворческих факторов и факторов политической, экономической, социальной и к-рной интеграции мирового сооб-ва. Вместе с тем процесс информатизации и медиатизации об-ва и к-ры сопровождается рядом неоднозначных процессов.

Политическую среду. - демократичность инф-ционных источников, что способствует контролю об-ва над гос-вом и пресечению злоупотреблений властью, но инф-ционной цензуры. То, что не попало в масс-медиа практически не влияет на жизнь об-ва. Отслеживание посещаемых Web-страниц и адресов электронной почты, с созданием "инф-ционного досье» => нарушения прав ч-ка.

Среда социальная. С одной стороны, она становится основой для развития многообразных и доступных форм образования, меняя при этом качество и численность среднего класса. Масс-медиа инф-ционного об-ва из "формовщика сознания", но и многообразия инф-ционных предложений. С другой стороны, возникает стр-рная безработица–не владеет компьютером и не знаком с основами работы в Интернете. Формируются новые формы профессиональной занятости, пр-во – не препятствия для продуктивной совместной работы.

Сферу межличностных отношений и процессы общения людей, меняют их поведение. 1) "инф-ционный двойник" - защищает ч-ка 2) сокращение числа "живых" ч-ческих контактов. Возникают и новые модели отклоняющегося поведения - хакеры,, сетевые авантюристы, сетевая порнография, сетевое мошенничество, переброса крупных средств на чужие банковские счета путем "подбора" ключа или подделки данных подлинного пользователя.

Масс-медиа оказываются лишь средством, пригодным для действия в любом желаемом направлении. Новая инф-ционная к-ра предлагает нам практически то же, что и традиционная: не саму гармонию, а ее возможность. В инф-ционном об-ве гармония становится личным делом каждого.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: