Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

§ бюджетные правоотношения;

§ налоговые правоотношения;

§ неналоговые правоотношения;

§ финансовые правоотношения в области государственного кредита;

§ финансовые правоотношения в области страхования;

§ правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

§ финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

§ финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

§ валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

§ органами государственной власти;

§ органами государственной власти и управления общей компетенции;

§ вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

§ предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

§ финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

§ финансовыми органами и гражданами;

§ самими финансово-кредитными органами.

11. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Правовая основа государственного (муниципального) финансового контроля
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

§ Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных и местных законов;

§ Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

§ постановлений Правительства Российской Федерации;

§ приказов (постановлений, распоряжений) уполномоченных в сфере контроля органов государственной и местной власти;

§ письменных разъяснений, изданных уполномоченными в сфере контроля органами власти в пределах их полномочий.

На федеральном уровне методологическое руководство государственным финансовым контролем возложено на Минфин России.

Полномочия соответствующих органов финансового контроля определены действующим законодательством.

12. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовому контролю присущи принципы, основное содержание которых определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Основные задачи финансового контроля, заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявление внутренних резервов производства;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

13. Методы финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: