Этапы процесса продажи

Главная цель продавца — помочь покупателю удовлетворить его потребности, преодолеть его сомнение и привести к решению о покупке.

Процесс продажи традиционно делят на этапы:

Этапы и методы продажи

Этапы Продавец (продажа) Покупатель (покупка) Тактика продавца Методы
I. Привлечение внимания к то­вару Поиск 1.Продавец на основе восприятия внешнего вида определяет тип по­купателя, его платеже­способность, готовность к покупке Наблюдение за по­ведением человека, его невербальными сигналами: внешним видом, мимикой, жестами, манерами
2.Выяснение потреб­ностей покупателя Речевые контакты: —Что вас интересует? —Что бы вы хотели приобрести?
3.Уточнение модели поиска Главная тактическая мудрость: как можно быстрее выяснить очер­тания модели поиска и приступить к показу товаров При уточнении модели поиска не быть назойливым — лучше угадывать, чем выспрашивать (фасон, размер, цвет — не спраши­вать вообще)
II.Возбуждение интереса к товару Модель облада­ния 1.Продавец должен показать товар в любом случае, даже если поку­патель только спросит цену или поинтересует­ся о его наличии Путем показа про­давец перехватывает инициативу у поку­пателя
2. Показывать товар увлеченно, с удоволь­ствием, подчеркивая его привлекательные качества При показе не мед­лить, действовать ловко и сноровисто
3. Дать покупателю возможность вступить в непосредственный контакт с товаром Показывать товар в действии, дать покупателю возмож­ность рассмотреть, потрогать, приме­рить и т.д.
4. Если товар вызвал интерес покупателя прекратить дальнейший показ Наблюдать за выра­жением глаз, сосре­доточить все доводы на товаре, который вызвал интерес по­купателя
5. Начинать показ со среднего по цене товара Усилить внимание, наблюдать за реак­цией покупателя
Ш. Влияние на принятие реше­ния о покупке Борьба мотивов 1. Речь продавца Общение покупателя строится в форме диалога, а не моно­лога. Ясность, краткость, актуальность, любезность, компетентность речи
  2. Давать рекомендации в соответствии с воз­растом и психологиче­скими особенностями покупателя. Не проявлять высо­комерия, помнить, что о вкусах спорят, но их не навязывают
  3. Ни одно из возра­жений покупателя не оставлять без ответа Опровергать воз­ражение не прямо, а косвенно. Резкое возражение покупателя повто­рить в спокойном тоне, а потом отве­чать на него
  Использовать других покупателей а качестве консультантов Общение с рядом стоящим покупате­лем
  5. Стимулировать ре­шение покупателя Обосновать цену, задать вопрос о том, что думают покупа­тели о совершении покупки: -Сколько штук вы желаете приобрес­ти? - Я выписываю вам чек?
IV. Завершение процесса прода­жи. Реакция на покупку или на отказ от нее 1. Если покупатель уходит без покупки не удерживать его Не проявлять раз­дражения

Вопросы для самоконтроля:

1. Проанализируйте тактику поведения продавца.

2. Охарактеризуйте основные этапы и методы продажи.

Тема 3.3. Профессиональное поведение

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо рассмотреть психофизиологические качества работников торговли, функции продавца при общении с покупателем, психологические факторы и мотивы покупок, факторы, влияющие на эффективность слушания, влияние прежнего опыта, помехи в момент передачи сообщения.

Искусство общения с покупателем предполагает, что каждый продавец должен заботиться о том, чтобы впечатление, которое он производит на окружающих, было хорошим. Это впечатление определяется в первую очередь внешним видом продавца. Наверное, нет нужды подробно останавливаться на том, что одежда сотрудников магазина всегда должна быть чистой, аккуратной, импозантной. Для продавцов продовольственных магазинов лучший образец спецодежды — платье, комбинезон или халат из тканей светлых тонов и головной убор в тон платью. В непродовольственных магазинах выбор рабочей одежды гораздо шире. Для женщин — платья, костюмы, юбки с блузкой, для мужчин — костюмы или брюки с рубашкой и галстуком. Основное правило: рабочая одежда должна быть одинаковой для всех сотрудников данного торгового предприятия, чтобы персонал выделялся среди покупателей. Ее желательным дополнением является нашивка с эмблемой магазина и обязательным — бирка или значок с именем и фамилией продавца. Покупатели всегда должны иметь возможность знать, кто их хорошо или плохо обслужил. Такая одежда, как показывает практика, укрепляет дисциплинированность и корпоративную культуру персонала.

Чистота и опрятность форменной одежды дополняются аккуратностью прически, хорошими манерами. Приветливость продавца вызывает чувство симпатии к нему. Многие покупатели по этим признакам судят о способности продавца хорошо, быстро обслужить. Опрятные, энергичные, приветливые продавцы всегда пользуются авторитетом у покупателей. Обо всем этом продавец должен помнить и отдавать себе отчет, что от критического взгляда покупателя, как правило, не ускользает любая мелочь.
Большинство опытных владельцев магазинов выделяют такие качества успешных продавцов, как внимательность, отзывчивость, корректность и коммуникабельность, т.е. способность установить контакт с покупателем. (Кстати, знание товара, даже технически сложного, обычно считается второстепенным требованием при подборе торгового персонала. Это желательное условие, но не обязательное. Этому большинство работодателей готовы научить сотрудников уже в процессе работы. Главное — владение искусством общения).

Психологи дополняют профессиональный портрет работника торговли рядом психофизиологических требований (см. табл.).

Обратите внимание!
Психофизиологические требования к работникам массовых торговых профессий
Психофизиологические качества Их основное применение
1. Экстравертированность (общительность), любознательность, общий кругозор (в области политики, экономики, спорта и т.д.) и общая культура. Общение с покупателями, способность завязать и поддерживать интересный разговор, знание потребностей и мотивов покупок товаров
2. Чувствительность зрения к различению формы, цвета, величины. Хорошая зрительная память. Работа с товарами: выкладка, упаковка, консультации покупателей.
3. Хорошая слуховая память (на тембр, высоту звука и т. д) Определение качества некоторых товаров (например, аудиотехники или музыкальных инструментов)
4. Состояние (не ниже удовлетворительного) логической памяти Устная реклама новых товаров, ориентация покупателя и т д.
5. Способность сосредоточивать и распределять внимание, наблюдать Одновременное обслуживание нескольких покупателей, наблюдение за их поведением
6. Оперативность мышления. Способность четко выражать свои мысли, подыскивать аргументы. Демонстрация товаров и объяснение их свойств
7. Умение быстро и точно считать Подсчет стоимости покупки
8. Эмоциональная устойчивость (равновесие раздражительных и тормозных процессов) Обслуживание покупателей (в том числе при конфликтных ситуациях)
9. Хладнокровие, выдержка Ликвидация конфликтных ситуации в условиях большой эмоциональной нагрузки и т. п.
10. Скорость реакции, координация движений Работа на кассовом аппарате

Общительность — основное профессиональное качество продавца. Однако она не должна переходить в навязчивость или угодливость. Хороший продавец не только умеет легко и непринужденно вступать в разговор с покупателем, но и способен активно управлять своими отрицательными эмоциями, т. е. подавлять раздражение, преодолевать смущение.

Еще хороший продавец должен обладать знаниями основ юриспруденции, психологии, товароведения, рекламы... Необходимо, чтобы он имел навыки работы в команде, знал моменты мерчандайзинга, определял поведение покупателя (что происходит в голове покупателя в тот момент, когда он подходит к полке, как рождается потребность и т. д.). «Не слишком ли высокие требования?», — спросите вы. Нет. В сложном и ответственном деле розничных продаж никогда не бывает «слишком много» профессиональных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: