Приоритетность финансовых ресурсов

В сравнении с материальными, трудовыми, природными или иными ресурсами она базируется на сущности и функциях денег, то есть субстанции, из которой состоят финансовые ресурсы. В самом деле, имея финансовые ресурсы, в условиях рынка можно приобрести любые другие виды ресурсов или арендовать их. В этом смысле весьма популярная в западной экономике концепция денежного потока как бы обезличивает источники финансовых ресурсов. Однако и при этой концепции финансовый менеджмент не уходит от необходимости формировать денежные ресурсы, то есть необходимости придавать им определенное целевое направление использования. В российской, пока крайне не стабильной экономике необходимость фондирования более настоятельна еще и в силу известных традиций и практической целесообразности. Скажем, создание ремонтного фонда ныне, в отличие от прежних времен, отнюдь не регламентирована финансовым законодательством: можно и не создавать его, а финансировать, к примеру, текущий ремонт из текущих поступлений выручки от реализации, а капитальный ремонт - при нехватке собственных средств - за счет кредита или, положим, разовых поступлений от выбытия основных средств.

Тем не менее, целесообразность образования ремонтного фонда и, следовательно, надежность финансового обеспечения бесперебойной работы парка оборудования основывается, допустим, на привычности и эффективности бригадного подряда. Это означает на практике передачу средств ремонтного фонда службе главного механика предприятия, что стимулирует экономное расходование данного фонда, ибо сэкономленными средствами премируется бригада. В случае перерасхода неумение “по одежке протягивать ножки” штрафуется из того же бригадного источника.

В то же время наступившая в России финансовая свобода требует от финансового менеджера при любой концепции более строгого и постоянного контроля как за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов, так и за направлением их вложений либо авансирования, включая, разумеется, и момент страхования риска потерь.

Что касается факторов роста финансовых ресурсов, то их можно подразделить на три группы: производственные, коммерческие и собственно финансовые. Такое деление и "наполнение" содержится в главе 3 пункте 3.2.2. учебника: "факторы, влияющие на выручку от реализации и предпринимательский доход". Последний термин предполагает прибыль от реализации товаров и услуг. Однако здесь мы хотели бы напомнить о факторах, связанных с себестоимостью, то есть зависящих не только от рыночной конъюнктуры, но в большей степени от финансовой политики фирмы и усилий финансового менеджера. Речь об амортизационной политике, которая может влиять на сумму чистой, остающейся у предприятия прибыли, уводя от налога ее часть, путем:

1. присоединения к затратам большей суммы амортизации, которая ныне исчисляется по собственному усмотрению фирмы, включая и амортизационный период.

2. применение льгот по налогу на прибыль, используемую для финансирования капитальных вложений при условии направления всей амортизации на ту же цель.

В этом случае целесообразно формировать амортизационный фонд, создавая, таким образом, более надежный ресурс расширения производства.

В руках финансового менеджера сосредоточен и такой фактор роста прибыли за счет себестоимости, как производственный, или операционный рычаг, то есть регулирование структуры затрат. Но об этом - чуть ниже, в соответствующем разделе.

Далее остановимся кратко на уже упомянутом вопросе оценки капитала и активов фирмы, что крайне важно не только для выбора вариантов инвестирования, рентабельность которых не должна быть ниже уровня цены капитала, но и - для продажи бизнеса или части активов фирмы. Доходы от продажи, как правило, становятся мощным финансовым ресурсом. Его, в зависимости от финансовой политики фирмы или намерений владельцев активов, можно использовать самым различным образом - от наиболее консервативного помещения в депозиты надежного банка до венчурных, наиболее рискованных, но и высокодоходных и высокоэффективных вложений. При этом покупатель или инвестор будет интересоваться в первую очередь ценой капитала и оценкой ликвидности активов, а фирма - продавец либо эмитент должна, кроме того, быть заинтересованной в возможно большей сумме чистой маржинальной прибыли, составляющей сальдированную (очищенную от расходов, в том числе от налогов) величину разницы между ценой покупки и ценой продажи бизнеса.




double arrow
Сейчас читают про: