Принципы финансового менеджмента

А теперь обратимся к принципам финансового менеджмента – к четвертому вопросу нашей темы. Условно их 7. Они реализуются в других темах. Концентрируя их здесь, мы сэкономим время и приступим к другим разделам курса со знанием превентивных понятий и закономерностей финансового менеджмента.

1.4.1. Первый из них можно назвать: время-деньги. Он имеет как бы два аспекта. Один из них уже знаком нам. И мы учитываем его в процессе дисконтирования и индексации доходов и расходов. Другой аспект связан со скоростью оборота денежных средств и капитала, если рассматривать капитал как часть денежных, или финансовых ресурсов, вкладываемых, авансируемых в производство для извлечения прибыли.

Итак, чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег, или, как принято говорить, мобилизация (высвобождение) финансовых ресурсов. И наоборот, замедление оборачиваемости влечет убытки, или иммобилизацию (дополнительное вложение) денег.

1.4.2. Второе место мы отвели весьма важному принципу соотношения доходности и риска. Жесткое правило гласит: чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.

1.4.3. Поскольку известно, что активы формируются за счет собственных и заемных источников (капитала), то рентабельность надо корректировать с помощью так называемого финансового “рычага”, или “левериджа», характеризующего это соотношение: чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия.

Заметим, что эффект финансового рычага зависит не только от доли, но и от цены заемных средств, то есть процента за кредит. Последний, как правило, должен быть меньше нормы прибыли на собственный капитал.

В итоге эффект финансового рычага составит разницу в уровне рентабельности собственных средств в варианте привлечения или отсутствия кредита.

1.4.4 Наряду с вышеназванным понятием финансового рычага существует и действует понятие производственного, или операционного левериджа и соответственно – эффекта этого рычага, что связано с соотношением условно-постоянных и переменных затрат – прежде всего в составе коммерческой себестоимости. Термин «условно-постоянные» применен здесь не случайно: с изменением объема производства лишь некоторые затраты остаются действительно постоянными. Это – амортизация, некоторые налоги, включаемые в себестоимость, скажем, налог на землю, проценты за кредит, расходы на подготовку кадров, административно-хозяйственные и тому подобные затраты.

Положительный эффект операционного рычага возникает только при росте объема производства за счет экстенсивного фактора, равного экономии от относительного снижения условно-постоянных затрат. К примеру, 5% - ый рост объема производства повлечет примерно 7-8 % - ый рост прибыли только за счет названного фактора. При аналогичном, 5 % - м падении объема снижение прибыли будет, очевидно, еще более значительным, чем 8 %: тут “срабатывает” практическая невозможность пропорционально сократить некоторые переменные затраты, скажем, зарплату сдельщиков. Мы еще вернемся к данному принципу в разделе управления текущими затратами.

Здесь же отметим, что названная закономерность обусловила все негативные последствия падения объема и, соответственно, еще более резкого падения эффективности российской экономики.

1.4.5. Пятый принцип назовем принципом страхования рисков путем резервирования. Он относится и к доходам, и к расходам. Один из мудрых министров финансов, а впоследствии – профессор ВЗФЭИ Арсений Григорьевич Зверев, говорил: чтобы вскрыть резервы (получить доход), надо сначала их скрыть (предусмотреть расход или «заморозить” известную часть доходов).

Речь идет, во-первых, о государственной регламентации известных резервов, например, валютных резервов или обязательного резерва акционерного общества на случай затруднений с выплатой дивидендов, процентов или паев акционерам-собственникам. Эти резервы формируются в определенном проценте от уставного капитала, например, для акционерных обществ – 15%. Сегодня финансовое законодательство разрешает и предписывает формирование отраслевых резервов за счет себестоимости в пределах 1,5 % от объема реализации. Эти резервы имеют научно-техническую направленность.

Современное технически сложное производство порой требует резервирования средств для ремонта, модернизации или иных инициативных расходов. Но здесь все зависит от решений финансового менеджера.

И это – другой вид резервов. К ним следует отнести резервирование при построении финансовых балансов или определении потребности в ресурсах, к примеру, - гарантийные страховые запасы в расчете оборотных средств, резервирование залога при кредитовании и т. П.

1.4.6. Следующий принцип связан с сущностью и оценкой финансовых ресурсов. Haзoвeм его принципом “цены капитала”, или принципом “финансового магнита”, подбирающего и притягивающего все денежные источники, вплоть до «опилок». В самом деле, «деньги не пахнут», их можно собрать из разных источников, слить в денежный поток, часть которого авансировать в производство или торговый оборот для получения прибыли и именовать капиталом.

Кстати, выражение «деньги не пахнут» пришло из древнеримского налогового менеджмента, говоря современным языком. Оно связано с налогом на отхожие места, введенного императором Веспасианом, и его сын Тит – будущий император Рима, стал упрекать отца в неприличии подобного налога.

Однако деньги из разных источников имеют различную «цену»: так, цена кредита – это процент, цена акционерного капитала – дивиденд, цена прибыли – налог, и так далее. Посему финансовый менеджер должен уметь определять цену капитала и методы его расширения и удешевления.

1.4.7. Наконец, седьмой принцип назовем принципом непрерывного балансирования доходов и расходов. Он с непреложностью действует и в перспективном, и в текущем, и, главное, в оперативном планировании, а также реализации планово-прогнозных балансов. Его проявление в финансовом менеджменте состоит в финансовом обеспечении всех расходов и платежей – по суммам и срокам. «Золотое банковское правило» гласит: получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Это значит, что финансовый менеджер постоянно осуществляет контроль доходов и расходов, стремясь не только не допускать дефицита доходов, но и стимулировать рост доходов.

Финансовая политика

1.5.1. Финансовая политика зависит от целей и задач финансового менеджмента.

В широком понимании цель финансового менеджмента совпадает с целью материального производства и социального развития общества, ибо эти процессы пронизаны денежными, финансовыми отношениями.

Более узко цель (и объект) финансового менеджмента мы уже определили как рост экономической эффективности. Но для достижения этой цели необходимо решить, по крайней мере, три глобальные задачи:

1 – обеспечить не снижающийся рост рентабельности, как минимум – безубыточность; 2 – обеспечить на этой основе сохранение и расширение активов, в том числе капитала, минимизировав риски; 3 – обеспечить «унисон» интересов собственников – владельцев имущества, в том числе государства, акционеров, наемных рабочих, наконец, государства как сборщика налогов и института, регламентирующего правовые условия финансового менеджмента.

Финансовая политика отвечает на вопросы, что и как делать в области денежных отношений для решения названных задач. К примеру, для обеспечения роста доходности ценных бумаг дивидендная политика (часть финансовой политики), может быть агрессивной, умеренной или консервативной. В первом случае предпочитаются более рисковые инвестиции, продиктованные, естественно, оптимистичной информацией о конъюнктуре рынка капитала либо подстрахованные выгодными контрактами, а при распределении прибыли инвестициям предпочитаются повышенные дивиденды. Во втором случае более тщательно просчитывается соотношение доходности и риска и делаются известные затраты для страхования риска, делающие доходность более умеренной. Дивидендам в противовес, скажем, капиталовложениям уделяется меньшая, но ощутимая доля прибыли. Наконец, в третьем случае основное направление – минимизация риска в ущерб высокой доходности.

Финансовая политика имеет разные критерии и сферы финансового менеджмента: например, сфера управления финансовыми активами, инвестиционный менеджмент, налоговый менеджмент и тому подобное. Именно функциональные сферы финансового менеджмента лежат в основе структуры нашего курса. Таким образом, мы подошли ко второму тематическому разделу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: