Тема 5. Бюджетирование, налоговый менеджмент, финансовый контроль

5.1. Финансовое планирование

Бюджетирование, или финансовое планирование - это непременный раздел любого бизнес-плана. Мы затрагивали его в каждой теме, определяя плановую величину денежных доходов и расходов. К тому же финансовому планированию посвящена специальная глава 9 нашего учебника “Внутрифирменное финансовое планирование”. Никакой регламентации в виде определенной формы финансовой части бизнес-плана ныне не существует. Однако наиболее успешные фирмы и их финансовые менеджеры рекомендуют предпочтительные схемы, которые и обобщены в названной главе и в практической части письменной работы для курса “Финансы предприятий”. Следует заметить, что если вышеозначенный годовой финансовый баланс состоит из 3-х частей: текущая, инвестиционная и финансовая деятельность, то такая же, но укрупненная модель финансового плана применима лишь к перспективному плану, составляемому минимум на двухлетний период с разбивкой по годам.

Оперативный же финансовый план, или платежный календарь, имеющий месячную и более краткую периодичность, рассчитывается по принципу совокупного денежного потока, куда попадают доходы и расходы, не выходящие за рамки квартала и даже месяца.

Именно этот документ находится под постоянным контролем финансового менеджера. Причем, здесь активизируется та часть контроля, который мы называем мерами финансового воздействия, - а конкретнее – своевременным оперативным обеспечением всех расходов необходимыми источниками.

Финансовая часть бизнес-плана, как известно, - итоговая, обобщающая предыдущие его главы. Участие финансового топ-менеджера в их составлении и анализе представляется непреложным.

Это особый раздел финансового плана, и отчета, и объект аудита и ревизии.

Налоговый менеджмент

Он требует не только общего знания налоговой системы, что охвачено специальным курсом “Налоги и налогообложение”, но владения практическими приемами оптимизации налогов в законных рамках, контроля правильного и своевременного исчисления и уплаты налогов, обеспечения всех налоговых платежей доходными источниками, наконец, информированности обо всех изменениях налогового законодательства и инструкций, выпускаемых Министерством налогов и другими налоговыми службами государства.

Хочу обратить внимание на проблему оптимизации налогов и налоговых платежей. Это в значительной мере относится к налогу на прибыль, ибо для этого налога расчет базы обложения наиболее сложен. Он требует не только знания льгот, санкций, состава затрат и исчисления цен реализации, но и методов расчета затрат и выручки, возможностей и правил отнесения тех или иных расходов на себестоимость, внереализационные результаты или чистую прибыль. Так, по ныне действующему законодательству (и это, к сожалению не отражено ни в одном учебнике по финансовому менеджменту) для определения налогооблагаемой базы налога на прибыль учитывается искусственно заниженная себестоимость за счет исключения из нее сумм НДС, выделяемых в счетах поставщиков материальных компонентов производства и подрядчиков и вычитаемых из уплачиваемых бюджету сумм НДС. Соответственно, на означенную сумму увеличивается налогооблагаемая прибыль. Но…закон есть закон: мы не властны его менять. Зато мы должны отчетливо представлять, что сама методика исчисления налога на прибыль и НДС стимулирует инфляционный рост цен на каждом производственном переделе (без адекватного поступления НДС в бюджет) и расширяет базу налогообложения прибыли. Помимо этого, финансовому менеджеру необходимы знания бухгалтерских проводок по налоговым платежам (они как раз представлены в главе 2 учебника, посвященной налогам) и всех деталей определения налогооблагаемой прибыли, учитывающей льготы и коррективы, в частности, вычеты доходов, облагаемых по иным ставкам и иному порядку, например, доходы от участия в капитале других предприятий или вычет сумм дефлятора при реализации излишних, выбывающих основных фондов. Следует помнить и об ограничениях льгот, составляющих 50% налогооблагаемой прибыли без учета льгот. Подробности, естественно, содержатся в инструкциях Министерства Налогов, которые должен постоянно изучать финансовый менеджер для грамотного и эффективного налогового менеджмента.

Финансовый контроль

Налоговый менеджмент неразрывно связан с финансовым контролем, итогом которого в любой его форме (ревизии или аудит) является проверка правильности и регулирование взаимоотношений предприятий с государственной властью через налоги и налоговые платежи.

В нашем учебнике эта часть финансового менеджмента отражена весьма обстоятельно и подробно. Непосредственно финансовому контролю посвящены главы: 14 “Аудит на предприятии” и 15 “Финансовые взаимоотношения предприятий с органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением и уплатой налогов”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: