По мере того как Римское государство превращалось в мировую державу, республиканский строй уступал место монархии, римский император превращался в монарха, сверхчеловека. Культ императора установлен со времен Августа. После смерти Август был причислен к богам, его культ получил еще более широкое распространение. В честь Августа сооружались храмы, алтари, статуи, устраивались трапезы для народа. Самой священной официально стала считаться клятва Юпитером и Августом или его гением. В каждом районе города Рима в часовне, посвященной ларам, находился гений Августа.
58. Почетный титул «отца отечества»[104] был поднесен ему всем народом по единодушному согласию, возникшему как-то внезапно... По общему поручению он (Валерий Мессала) обратился к Августу с такими словами: «Да будет во спасение и благое поспешение тебе и твоему дому Цезарь Август! Это то же, что пожелать вечного благополучия республике и радости этому городу; сенат в согласии с народом римским приветствует тебя как отца отечества».
59. Некоторые отцы семейств в завещаниях предписали наследникам отвести на Капитолий жертвенных животных и, согласно обету, заколоть их там в благодарность богам за то, что Август их пережил; при этом перед жертвенными животными должны были нести плакаты с оповещением о происходящем. Некоторые города Италии стали вести счет годов с того дня, когда он впервые посетил их. Многие из провинций, помимо храмов и алтарей, почти в каждом городе учредили в его честь игры, празднуемые через каждые пять лет.
60. Каждый из дружественных и союзных Риму царей основал в своем царстве город Цезарею, а все вместе постановили на общие средства достроить храм Зевса Олимпийского в Афинах[105], начатый в отдаленной древности, и посвятить его гению Августа. Часто эти цари, покинув свои владения, сопровождали, его не только в Риме, но и в поездках по провинциям, и, сняв свои царские регалии, в простых тогах, ежедневно оказывали ему различные услуги, словно его клиенты.
Гай Светонии Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей.
- М., 1988. - С. 159 - 160.