Корнелий Тацит о древних германцах

Изучая материал о германцах после падения Западной Римской империи (476 г.), можно неоднократно возвращаться к характеристике разлагавшегося родового строя у древних германцев. Его пережитки сохранялись у германцев длительное время после завоевания ими империи и их расселения по римским провинциям. Наиболее полное описание черт этого строя в исторически близкое к переселениям время имеется в сочинении Публия Корнелия Тацита (ок. 54 - 120 гг.) «О происхождении и местожительстве германцев» (или сокращенно «Германика»), написанном около 98 г. За несколько лет до этого Тацит служил наместником в Бельгике и лично встречался с жителями соседних германских районов. Кроме того, он использовал в своем труде рассказы купцов, германских по происхождению рабов, официальные документы пограничной стражи и ряд работ других авторов.

Приводим те части сочинения Тацита, в которых говорится об общественном строе у германцев. Важно использовать эти материалы, чтобы составить себе более полное представление в первую очередь о занятиях германцев и их земледельческой общине (марке).

Королей германцы выбирают по знатности, а военачальников – по доблести. При этом у королей нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее тем, что являются примером, чемна основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются в бою, сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по велению бога…

О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных - все, причем те дела, окоторых выносит решение народ, предварительно обсуждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожи­данного и внезапного, а именно: вноволуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливымидля начала дела… Когда толпе вздумается, они усажива­ются вооруженные. Молчание водворяется жрецами, которые тогда имеют право наказывать. Затем выслушивается король, или кто-либоиз старейшин, сообразно с его возрастом, знатностью, военной славой, красноречием,не столько потому, что он имеет власть приказывать, сколько в силу убедительности. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом,аесли нравится, то потрясают копьями: восхвалять оружием является у них по­четнейшим способом одобрения.

Перед народным собраниемможно выступатьс обвинением и предлагатьна разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь…

На этих же собраниях производятся также выборы старейшин…

Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью своей дружиной, дружине же стыдно не сравняться с вождем; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, - значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестием; защищать его, оберегать, а также славе его приписывать свои подвиги – в этом главная присяга дружинника: вожди сражаются за победу, дружинники - за вождя. Если племя, в котором они родились, костенеет в долгом мире и праздности, то многие из знатных юношей отправляются к тем племенам, которые в то время ведут какую-нибудь войну, так как этому народу покой противен, да и легче отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной. Дружинники же от щедрот своего вождя ждут себе и боевого коня, и обагренное кровью победоносное копье, а вместо жалованья для них устраиваются пиры, правда, не изысканные, но обильные.

У германских племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов; это принимается как почетный дар, но в то же время служит для удовлетворения потребностей…

Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню и все-таки остается еще свободное поле…

Ни один народ не является таким щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями сообразно своему достатку. Когда угощенья не хватает, то тот, кто сейчас хозяин, делается указателем пристанища и спутником, и они идут в ближайший дом без всякого приглашения.

Хрестоматия по истории средних веков/

под. ред. С.Д. Сказкина. – М., 1961. – Т.

1. – С. 68-85.

Правление Хлодвига

Одним из основных источников для изучения раннего периода Франкского государства является «История франков» Григория Турского (ок. 540-594 гг.) с автобиографией автора (настоящее имя Григория Турского – Григорий Флоренций).

Григорий Турский – писатель, принадлежал к старой галло-римской знати. Родился он в Оверни, получил для своего времени хорошее образование, в 573 г. стал епископом города Тура. Григория Турского называют «отцом французской истории». Это не случайно, ибо его труд является важнейшим источником для изучения истории меровингской эпохи до 591 г. «История франков» включает события, очевидцем которых был ее автор, а также более ранние факты, записанные им по рассказам или по тем произведениям, которые не дошли до наших дней.

Все человечество Григорий Турский делил на две части: к одной из них он относил ревностных сторонников католической церкви, к другой – ее врагов. Поэтому даже неблаговидные поступки первых, действующих якобы во имя бога, он полностью оправдывал. Другие же у него всегда оказывались виноватыми. Особенно Григорий Турский защищал Хлодвига и не осуждал его явных преступлений, ибо король франков поддерживал и опирался в своих действиях на католическое духовенство. Но как хронист Григорий Турский добросовестно описывал все события и факты из истории франкского общества того периода.

Изложенный хронистом и ставший широко известным эпизод с Суассонской чашей свидетельствует об усилении за короткий срок королевской власти у франков. Если вначале Хлодвиг не мог нарушить древний обычай раздела военной добычи, то через год власть его настолько окрепла, что никто уже не посмел и роптать, когда он жестоко расправился с непокорным воином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: