Григорий Турский о любви Хлодвига к родственникам

После того как он убил также многих других королей и даже близких своих родственников, боясь, как бы они не отняли у него королевство, он распространил свою власть над всей Галлией. Однако, говорят, собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых он сам же умертвил, следующее: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем - либо помочь в минуту опасности». Но это он говорил не из жалости к убитым, а из хитрости: не сможет ли он случайно обнаружить еще кого-либо из родных, чтобы и того убить.

Крещение Хлодвига

Принятие Хлодвигом и его дружиной новой религии оформило союз франкского короля с христианской церковью. Оказывая покровительство и раздавая крупные земельные пожалования католической церкви, Хлодвиг использовал ее учение для укрепления своей власти в завоеванных землях.

Гл. 11. 31. Тогда королева распорядилась тайно пригласить святого Ремигия, епископа Реймсского, и просила его внушить королю слово спасения. Священник, призвав короля, начал тайно внушать ему, чтобы уверовал в истинного бога, творца неба и земли, и отверг идолов, которые ни ему, ни другим не могут принести пользы. Тот же в ответ сказал: «Я охотно послушался бы тебя, святейший отец, но препятствие в том, что народ, который следует за мной, не потерпит, чтобы были оставлены его боги; все же пойду и поговорю с ним, согласно твоему слову». И вот, когда он сошелся со своими, то прежде, чем начал говорить, весь народ, при содействии могущества божия, в один голос воскликнул: «Отвергаем смертных богов, благочестивый король, и готовы следовать богу бессмертному, о котором Ремигий проповедует».

Возвестили о том епископу, который исполнился великой радости и велел приготовить купель для крещения. Украшаются разноцветными тканями улицы, обряжаются белыми завесами церкви, приготовляется баптистерий[107], разливаются благовония, возжигаются благоухающие свечи, весь храм с баптистерием наполняется божественными запахами. Господь удостоил предстоящих такой милостью, что им казалось, будто они находятся среди благорастворений рая. Король просил первосвященника окрестить его первым … И когда вошел в купель, святой божий так изрек вдохновенными своими устами: «Поклоняйся тому, что ты сжигал, и сжигай то, чему поклонялся!»… Из войска же его крестилось больше трех тысяч.

Хрестоматия по истории средних веков/

под. ред. Н.П. Грацианского, С.Д.

Сказкина. – М., 1953. – Т. 1. С. 103-104.

Салическая правда

Важнейшим источником для изучения истории германских племен являются так называемые «варварские правды» (Салическая, Тюрингская, Саксонская, Рипуарская и др.). Это судебники, представляющие собой запись (в период с V по ХI вв.) старинных, сложившихся еще при родовом строе, германских обычаев, до тех пор хранившихся в устной традиции. Целью их было установить точные формы судебной процедуры и подробно перечислить штрафы за разные преступления.

Варварские правды включают в себя как обычное старинное народное право германцев, так и королевское законодательство, на котором в какой-то мере сказалось римское влияние. Этим соотношением старого и нового варварские правды сильно отличаются друг от друга. К тому же каждая из них отражает своеобразие в развитии отдельных германских племен.

Появление судебников было связано с переходом от общинно-родовых отношений к классовому обществу и государственности, когда требовалось ввести твердый правопорядок.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда. Она составлена при Хлодвиге в конце V – начале VI в. Ни в каком другом судебнике так полно и четко не нашло свое отражение древнегерманское право, как в этом памятнике. Римское влияние, сказавшееся в других документах того времени, было здесь чисто внешним. Оно проявилось в основном лишь в том, что Салическая правда была записана на латинском языке и штрафы перечислялись в ней в римских денежных знаках.

Салическая правда отражает процесс развития франкского общества от родового строя к феодальному и усилению королевской власти у франков. Закон этот не имеет строгого плана, отдельные положения его не упорядочены. Например, не редко об одном и том же проступке говорится в нескольких местах, о другом же сказано так, что о нем создается четкого представления.

Изучение Салической правды дает возможность познакомиться со многими сторонами жизни и быта франков, ярко представить их общественный строй, проследить постепенное изменение у них социальных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: