Наиболее распространенным пониманием культуры в XX в. является рассмотрение ее в качестве системы верований и кодов (символов), с помощью которых в процессе коммуникации (взаимосвязи, возникающей в процессе общения) транслируется накопленное знание и усваивается новое. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Новые информационные технологии позволяют объединить все виды коммуникации в единое целое, что в свою очередь приводит к возникновению явления, которое один из крупнейших исследователей информационного общества М. Кастельс называет «культура реальной виртуальности». Разделяя понятия «виртуальный» (существующий на практике, хотя не строго в данной форме или подданным именем) и «реальный» (фактически существующий), он опирается на идею изначальной виртуальности нашего культурного опыта, которая усиливается средствами новых информационных технологий, и становится фундаментальной чертой культуры информационного общества. С точки зрения М. Кастельса, благодаря неоднозначности языка вся реальность воспринимается виртуально. Особенностью культуры реальной виртуальности является то, что она образует систему, в которой сама реальность полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения сами становятся опытом.
|
|
Процессы, происходящие в культуре информационного общества, по своему революционному значению сопоставимы с изобретением в Греции алфавита (около VII века до н.э.), позволившего преодолеть разрыв между устной речью и языком, отделить сказанное от говорящего, что в свою очередь привело к созданию абстрактного мышления (философии, науки) и на многие века вперед определило направления развития вначале античной культуры, а впоследствии и европейской.
Господство рационального мышления, разрыв письменного сообщения с речевой и образной (аудиовизуальной) системой символов и восприятий привели к одностороннему развитию человеческого мышления. Мир звуков и изображений был отодвинут на задний план, что до сих пор проявляется в противопоставлении научного и художественного. Хотя в XX в. аудиовизуальная культура повысила свое влияние через кино, радио и телевидение, все же в интеллектуальной среде этот вид культуры рассматривался как развлекательный, вторичный по отношению письменной культуре.
Возникновение нового типа культуры в рамках информационного общества связано прежде всего с изменением:
· характера хранения и трансляции информации;
· способов коммуникации;
· самих кодов (символов).
В конце XX в. происходит коренной перелом в способах кодирования и передачи информации. Практически все ее виды поддаются преобразованию в цифровую форму и могут храниться предельно компактно (в заархивированном виде на CD-диске может храниться около 600 000 страниц печатного текста). Революционные изменения произошли и в доступе к информации. Современные поисковые системы за доли секунды по заданному набору слов находят нужный фрагмент в массиве информации, сопоставимой с книгой в 700 страниц.
|
|
В современных условиях достаточно широко оцифровываются тексты, образная (визуальная) и звуковая информация. Создаются электронные библиотеки, художественные порталы и электронные звуковые коллекции. Наблюдается тенденция к их объединению и представлению информации в единстве ее словесной (вербальной), визуальной и звуковой составляющих. Результатом такого объединения является новый тип информационных ресурсов – мультимедиа. Ведутся эксперименты и уже созданы первые экспериментальные проекты по оцифровке информации об осязании, обонянии и вкусе (органолептика). Современный уровень развития науки и техники позволяет воспроизводить и моделировать объекты окружающего мира
и человеческого сознания в их целостности. Создаваемый при этом виртуальный мир может ничем не отличаться от реального, а в некоторых случаях превосходить его по своим возможностям и насыщенности. Возникает своеобразная «конкуренция» между «реальным» и «виртуальным» мирами, которая при определенных условиях (одиночество, нереализованность и т.п.) может окончиться «победой» последнего и вызвать стойкую зависимость от виртуального мира.
Изменения в характере коммуникационных взаимодействий выражаются прежде всего в их принципиальной интерактивности. Новая информационная культура реабилитировала права личности на внимание к ее своеобразию. Если индустриальная экономика и соответствующая ей массовая культура ориентировались на «среднего потребителя» единообразных материальных благ и развлечений, то современная «цифровая экономика» и тесно связанная с ней «информационная культура» стремятся учитывать все многообразие интересов личности, разрабатывая изощренные технические средства для реализации этой цели. Появившиеся в последнее время различного рода «виртуальные менеджеры» при вступлении в контакт с потребителем способны анализировать и обрабатывать информацию о его культурной принадлежности, вкусах, чертах характера и т.д. Это делается с целью построения диалога с учетом индивидуальных особенностей его участников. В начале XXI в. были созданы первые проекты программ, позволяющих при взаимодействии реагировать на эмоциональное состояние человека, анализируя выражение его лица, считывая физиологические показания с пальцев рук и т.д. Данные тенденции свидетельствуют о том, что эпоха «массовой культуры» уходит в прошлое.
В процессе интерактивных компьютерных коммуникаций появляются новые возможности для повышения творческой активности человека. Благодаря быстрому и легкому доступу к значительным массивам информации наше сознание получает более широкие возможности выбирать, объединять смыслы, изображения и звуки, которые создаются через нашу коллективную практику или индивидуальные предпочтения. Если раньше среда, воздействуя на человека, во многих чертах предопределяла характер его деятельности, то теперь возможно активное формирование самой среды в соответствии со своей индивидуальностью. Японский специалист Юичи Ито, изучавший развитие средств массовой коммуникации в информационном обществе, выявил четко прослеживающуюся тенденцию эволюции от массового общества к «сегментированному обществу» (деление аудитории по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни). В новой системе коммуникаций «сообщение есть средство», т.е. особенности сообщения будут формировать особенности средства. Штучная работа на отдельный заказ станет, по всей вероятности, определяющим принципом функционирования коммуникационных средств.
|
|
Компьютерные коммуникационные технологии создают новые возможности для участия в политической жизни. Разработка Интернет-порталов позволяет решать проблемы официально-правовых контактов с государственными органами (оформление виз, паспортов, получение лицензий, выплаты штрафов и т.д.). Специализированные проекты по развитию «цифровой демократии» позволяют человеку, не выходя из дома, высказать свое мнение по наиболее актуальным вопросам политической жизни, участвовать в выборах.
Изменяется и характер кодирования информации. В культуре, основанной на письменной фиксации информации, исходя из самого характера печатного слова, кодирование опиралось на принципы системности (концептуальность), детерминизма (линейная логическая последовательность причин и следствий), объективности (стремление к беспристрастности). Возможность выбора в ней была строго ограничена определенными условиями. В основе культуры информационного общества лежит принципиальная возможность одновременного выбора нескольких вариантов кодирования, восприятия и творческой переработки информации.
Символом культуры информационного общества стал гипертекст. Понятие «гипертекст» было введено в употребление в 1965 г. математиком Теодором Нельсоном. По Нельсону, гипертекст – это определенная нелинейная последовательность фрагментов текста, находящихся на разных уровнях и соединенных гиперссылками – указаниями на различные его элементы. Последовательность восприятия выбирается самим читателем в зависимости от его интересов, интуиции, а иногда и просто прихоти. Главной характерной чертой гипертекста является отсутствие непрерывности – прыжок: неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте. Гипертекст базируется не только на многообразии возможностей его восприятия, но и на многообразии способов создания. Он допускает возможность множественности авторов, размывания функций автора и читателя. Сетевые литературные игры, стихотворения, романы строятся на принципах коллективного творчества, реализующего инвариантность гипертекста.
|
|
Аналогичные процессы происходят и при восприятии телевизионной информации. В начале XXI в. при просмотре телевизионных передач широко распространяется практика «сёрфинга» (одновременного слежения за несколькими программами). Человек создает свою собственную визуальную мозаику, получая новые возможности для выражения индивидуальности.
Изменяется и организация жизнедеятельности индивида. В индустриальном обществе достаточно жестко были разграничены такие сферы деятельности человека, как работа, домашние дела и досуг (развлечения, участие в общественных, политических организациях, отправления религиозных культов и т.д.). Каждой из сфер соответствовали свои культурные коды и своя система символов. С расширением компьютерных коммуникаций грани, разделяющие данные сферы, стираются. Телеработа (работа из дома с помощью Интернета) занимает все большее место в экономической жизни общества. В то же время она порождает ряд культурных и социальных проблем. С одной стороны, люди, использующие компьютеры дома, могут самостоятельно управлять временем и пребыванием в определенном пространстве, но, с другой стороны, отсутствие четкого разграничения между работой и досугом, семьей и бизнесом приводит к целому ряду психологических проблем. Это противоречия в кодах собственного поведения (переутомление или недостаточная организованность), возникновение непонимания со стороны членов семьи (пребывание дома провоцирует требование участия в семейных делах), сложности в отношениях с начальством и другими сотрудниками (отсутствие информации об их эмоциональном состоянии, взаимоотношениях друг с другом).
Широкое внедрение информационных технологий в бытовую жизнь человека (компьютеры контролируют приготовление пищи, следят за маленькими детьми и т.д.) приводит к утрате традиционных форм общения. Чрезмерное повышение интереса к виртуальному общению наиболее отчетливо можно проследить на основе динамики роста виртуального секса. В условиях распространения СПИДа и роста преступности люди, боясь заражения и агрессивности при личном общении, ищут альтернативы для выражения своей сексуальности с помощью компьютерной коммуникации, позволяющей реализовать самые несбыточные фантазии и в то же время скрыть свою идентичность. По данным исследовательской фирмы Datamonitor, клиенты Сети с 1998 г. уже потратили 970 млн. долл. на доступ к сайтам «для взрослых», к 2003 г. эта цифра должна вырасти до 3 млрд. Только в Рунете насчитывается более 40 тысяч эротических сайтов. В то же время в начале Ш тысячелетия четко прослеживается тенденция борьбы с засилием порнографии в Интернете. Введение цензуры в сетях, относящих себя к элитным (например, LBE, RB1, RB2 и др.), появление новой должности модератора (цензора сети) свидетельствуют об осознании необходимости прекратить вседозволенность в Интернете.
Важнейшим символом культуры информационного общества является символ распределенной (не имеющей единого центра) Сети. Флуктуации (спонтанные объединения), происходящие в Сети, порождают виртуальные сообщества. Под термином «виртуальное сообщество» обычно понимают самоорганизующуюся электронную сеть интерактивных коммуникаций, объединенных вокруг общих интересов или целей. Коммуникации при этом могут быть относительно постоянными и случайными. Доминирование тех или иных сообществ и будет определять дальнейшее развитие Глобальной Сети. Создаются и другие сети (Интернет 2, Интранет и др.), правда, возможности их пока ограничены. Дифференциация виртуальных сообществ будет сопровождаться и разделением пользователей на взаимодействующих и включенных во взаимодействие. Возникает принципиальная разница между теми, кто способен выбирать свои цепи виртуальных коммуникаций, и теми; кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «упакованных» вариантов. Стратегически важным при этом становится создание виртуальных сообществ, опирающихся на традиционные национальные и общечеловеческие ценности.
В.С. ПОЛИКАРПОВ