Культура информационного общества

Наиболее распространенным пониманием культуры в XX в. является рассмотрение ее в качестве системы верований и кодов (символов), с помощью которых в процессе коммуникации (взаимосвязи, возникающей в процессе общения) транслируется накопленное знание и усваивается новое. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Новые информационные технологии позволяют объединить все виды коммуникации в единое целое, что в свою очередь приводит к возникновению явления, которое один из крупнейших исследователей информационного общества М. Кастельс называет «культура реальной виртуальности». Разделяя понятия «виртуальный» (существующий на практике, хотя не строго в данной форме или подданным именем) и «реальный» (фактически существующий), он опирается на идею изначальной виртуальности нашего культурного опыта, которая усиливается средствами новых информационных технологий, и становится фундаментальной чертой культуры информационного общества. С точки зрения М. Кастельса, благодаря неоднозначности языка вся реальность воспринимается виртуально. Особенностью культуры реальной виртуальности является то, что она образует систему, в которой сама реальность полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения сами становятся опытом.

Процессы, происходящие в культуре информационного общества, по своему революционному значению сопоставимы с изобретением в Греции алфавита (около VII века до н.э.), позволившего преодолеть разрыв между устной речью и языком, отделить сказанное от говорящего, что в свою очередь привело к созданию абстрактного мышления (философии, науки) и на многие века вперед определило направления развития вначале античной культуры, а впоследствии и европейской.

Господство рационального мышления, разрыв письменного сообщения с речевой и образной (аудиовизуальной) системой символов и восприятий привели к одностороннему развитию человеческого мышления. Мир звуков и изображений был отодвинут на задний план, что до сих пор проявляется в противопоставлении научного и художественного. Хотя в XX в. аудиовизуальная культура повысила свое влияние через кино, радио и телевидение, все же в интеллектуальной среде этот вид культуры рассматривался как развлекательный, вторичный по отношению письменной культуре.

Возникновение нового типа культуры в рамках информационного общества связано прежде всего с изменением:

· характера хранения и трансляции информации;

· способов коммуникации;

· самих кодов (символов).

В конце XX в. происходит коренной перелом в способах кодирования и передачи информации. Практически все ее виды поддаются преобразованию в цифровую форму и могут храниться предельно компактно (в заархивированном виде на CD-диске может храниться около 600 000 страниц печатного текста). Революционные изменения произошли и в доступе к информации. Современные поисковые системы за доли секунды по заданному набору слов находят нужный фрагмент в массиве информации, сопоставимой с книгой в 700 страниц.

В современных условиях достаточно широко оцифровываются тексты, образная (визуальная) и звуковая информация. Создаются электронные библиотеки, художественные порталы и электронные звуковые коллекции. Наблюдается тенденция к их объединению и представлению информации в единстве ее словесной (вербальной), визуальной и звуковой составляющих. Результатом такого объединения является новый тип информационных ресурсов – мультимедиа. Ведутся эксперименты и уже созданы первые экспериментальные проекты по оцифровке информации об осязании, обонянии и вкусе (органолептика). Современный уровень развития науки и техники позволяет воспроизводить и моделировать объекты окружающего мира

и человеческого сознания в их целостности. Создаваемый при этом виртуальный мир может ничем не отличаться от реального, а в некоторых случаях превосходить его по своим возможностям и насыщенности. Возникает своеобразная «конкуренция» между «реальным» и «виртуальным» мирами, которая при определенных условиях (одиночество, нереализованность и т.п.) может окончиться «победой» последнего и вызвать стойкую зависимость от виртуального мира.

Изменения в характере коммуникационных взаимодействий выражаются прежде всего в их принципиальной интерактивности. Новая информационная культура реабилитировала права личности на внимание к ее своеобразию. Если индустриальная экономика и соответствующая ей массовая культура ориентировались на «среднего потребителя» единообразных материальных благ и развлечений, то современная «цифровая экономика» и тесно связанная с ней «информационная культура» стремятся учитывать все многообразие интересов личности, разрабатывая изощренные технические средства для реализации этой цели. Появившиеся в последнее время различного рода «виртуальные менеджеры» при вступлении в контакт с потребителем способны анализировать и обрабатывать информацию о его культурной принадлежности, вкусах, чертах характера и т.д. Это делается с целью построения диалога с учетом индивидуальных особенностей его участников. В начале XXI в. были созданы первые проекты программ, позволяющих при взаимодействии реагировать на эмоциональное состояние человека, анализируя выражение его лица, считывая физиологические показания с пальцев рук и т.д. Данные тенденции свидетельствуют о том, что эпоха «массовой культуры» уходит в прошлое.

В процессе интерактивных компьютерных коммуникаций появляются новые возможности для повышения творческой активности человека. Благодаря быстрому и легкому доступу к значительным массивам информации наше сознание получает более широкие возможности выбирать, объединять смыслы, изображения и звуки, которые создаются через нашу коллективную практику или индивидуальные предпочтения. Если раньше среда, воздействуя на человека, во многих чертах предопределяла характер его деятельности, то теперь возможно активное формирование самой среды в соответствии со своей индивидуальностью. Японский специалист Юичи Ито, изучавший развитие средств массовой коммуникации в информационном обществе, выявил четко прослеживающуюся тенденцию эволюции от массового общества к «сегментированному обществу» (деление аудитории по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни). В новой системе коммуникаций «сообщение есть средство», т.е. особенности сообщения будут формировать особенности средства. Штучная работа на отдельный заказ станет, по всей вероятности, определяющим принципом функционирования коммуникационных средств.

Компьютерные коммуникационные технологии создают новые возможности для участия в политической жизни. Разработка Интернет-порталов позволяет решать проблемы официально-правовых контактов с государственными органами (оформление виз, паспортов, получение лицензий, выплаты штрафов и т.д.). Специализированные проекты по развитию «цифровой демократии» позволяют человеку, не выходя из дома, высказать свое мнение по наиболее актуальным вопросам политической жизни, участвовать в выборах.

Изменяется и характер кодирования информации. В культуре, основанной на письменной фиксации информации, исходя из самого характера печатного слова, кодирование опиралось на принципы системности (концептуальность), детерминизма (линейная логическая последовательность причин и следствий), объективности (стремление к беспристрастности). Возможность выбора в ней была строго ограничена определенными условиями. В основе культуры информационного общества лежит принципиальная возможность одновременного выбора нескольких вариантов кодирования, восприятия и творческой переработки информации.

Символом культуры информационного общества стал гипертекст. Понятие «гипертекст» было введено в употребление в 1965 г. математиком Теодором Нельсоном. По Нельсону, гипертекст – это определенная нелинейная последовательность фрагментов текста, находящихся на разных уровнях и соединенных гиперссылками – указаниями на различные его элементы. Последовательность восприятия выбирается самим читателем в зависимости от его интересов, интуиции, а иногда и просто прихоти. Главной характерной чертой гипертекста является отсутствие непрерывности – прыжок: неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте. Гипертекст базируется не только на многообразии возможностей его восприятия, но и на многообразии способов создания. Он допускает возможность множественности авторов, размывания функций автора и читателя. Сетевые литературные игры, стихотворения, романы строятся на принципах коллективного творчества, реализующего инвариантность гипертекста.

Аналогичные процессы происходят и при восприятии телевизионной информации. В начале XXI в. при просмотре телевизионных передач широко распространяется практика «сёрфинга» (одновременного слежения за несколькими программами). Человек создает свою собственную визуальную мозаику, получая новые возможности для выражения индивидуальности.

Изменяется и организация жизнедеятельности индивида. В индустриальном обществе достаточно жестко были разграничены такие сферы деятельности человека, как работа, домашние дела и досуг (развлечения, участие в общественных, политических организациях, отправления религиозных культов и т.д.). Каждой из сфер соответствовали свои культурные коды и своя система символов. С расширением компьютерных коммуникаций грани, разделяющие данные сферы, стираются. Телеработа (работа из дома с помощью Интернета) занимает все большее место в экономической жизни общества. В то же время она порождает ряд культурных и социальных проблем. С одной стороны, люди, использующие компьютеры дома, могут самостоятельно управлять временем и пребыванием в определенном пространстве, но, с другой стороны, отсутствие четкого разграничения между работой и досугом, семьей и бизнесом приводит к целому ряду психологических проблем. Это противоречия в кодах собственного поведения (переутомление или недостаточная организованность), возникновение непонимания со стороны членов семьи (пребывание дома провоцирует требование участия в семейных делах), сложности в отношениях с начальством и другими сотрудниками (отсутствие информации об их эмоциональном состоянии, взаимоотношениях друг с другом).

Широкое внедрение информационных технологий в бытовую жизнь человека (компьютеры контролируют приготовление пищи, следят за маленькими детьми и т.д.) приводит к утрате традиционных форм общения. Чрезмерное повышение интереса к виртуальному общению наиболее отчетливо можно проследить на основе динамики роста виртуального секса. В условиях распространения СПИДа и роста преступности люди, боясь заражения и агрессивности при личном общении, ищут альтернативы для выражения своей сексуальности с помощью компьютерной коммуникации, позволяющей реализовать самые несбыточные фантазии и в то же время скрыть свою идентичность. По данным исследовательской фирмы Datamonitor, клиенты Сети с 1998 г. уже потратили 970 млн. долл. на доступ к сайтам «для взрослых», к 2003 г. эта цифра должна вырасти до 3 млрд. Только в Рунете насчитывается более 40 тысяч эротических сайтов. В то же время в начале Ш тысячелетия четко прослеживается тенденция борьбы с засилием порнографии в Интернете. Введение цензуры в сетях, относящих себя к элитным (например, LBE, RB1, RB2 и др.), появление новой должности модератора (цензора сети) свидетельствуют об осознании необходимости прекратить вседозволенность в Интернете.

Важнейшим символом культуры информационного общества является символ распределенной (не имеющей единого центра) Сети. Флуктуации (спонтанные объединения), происходящие в Сети, порождают виртуальные сообщества. Под термином «виртуальное сообщество» обычно понимают самоорганизующуюся электронную сеть интерактивных коммуникаций, объединенных вокруг общих интересов или целей. Коммуникации при этом могут быть относительно постоянными и случайными. Доминирование тех или иных сообществ и будет определять дальнейшее развитие Глобальной Сети. Создаются и другие сети (Интернет 2, Интранет и др.), правда, возможности их пока ограничены. Дифференциация виртуальных сообществ будет сопровождаться и разделением пользователей на взаимодействующих и включенных во взаимодействие. Возникает принципиальная разница между теми, кто способен выбирать свои цепи виртуальных коммуникаций, и теми; кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «упакованных» вариантов. Стратегически важным при этом становится создание виртуальных сообществ, опирающихся на традиционные национальные и общечеловеческие ценности.

В.С. ПОЛИКАРПОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: