Человек на изломе цивилизаций

Сейчас не подлежит сомнению, что человечество вступает в новую эпоху, или фазу своего развития; это специалисты квалифицируют как излом цивилизаций. Вместе с тем среди них нет единого мнения относительно характера новой фазы: одни считают, что общество входит в «новое Средневековье» (У. Эко), другие усматривают в ней появление цивилизации «занятий» (А. Шафф), третьи говорят об отличном от постиндустриального информационном обществе (Н.Н. Моисеев) и т.д. Необходимо отметить, что ныне приобретают влияние и незападные модели возможного развития общества. Ситуация такова, что Западу неизбежно придется адаптироваться к современному миру, чье развитие в значительной степени непредсказуемо. Так как внутренние ресурсы и тайные механизмы мира постоянно подпитываются традициями и установками неевропейских культур, то Запад начинает терять над ними контроль. Вполне вероятно, что уже в не очень отдаленном будущем Запад окажется под контролем Азии и вся его система ценностей гипериндивидуализма может кардинально измениться. Он будет вынужден мириться с чуждыми ему интеллектуальными построениями и заново учиться ощущать себя одним из многих элементов человеческого сообщества.

По нашему мнению, будущее человеческого общества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликий элемент тоталитарного государства, а с гуманистическим обществом. Последнее должно стать подлинно человеческим обществом, где человек будет ощущать себя свободным существом, стремящимся к знаниям. Это будет общество социального гуманизма, когда гуманистические отношения будут реализованы не только в сфере культуры, но и во всех остальных сферах и структурах общества.

Подлинной целью и основой гуманистической цивилизации будет являться действительно целостно развитая личность. Она станет поистине творческой индивидуальностью, представляющей собою своего рода «микрокосм». Человек – это рефлективная «монада» вселенной, поэтому он есть высшее творение и ценность мироздания. Индивид как мыслящий «атом» обладает волей к познанию, т.е. подсознательным и осознанным желанием, хотением познания мира. Разумеется, вселенная не может осознавать себя через человека, который не познает ее. Целостное знание о мироздании и роли человека в нем и будет являться основой формирования целостной личности гуманистической цивилизации.

Кратко рассмотрим основные черты гуманистического общества, которые могут дать о нем определенное представление. Во-первых, главная ценность – это достоинство и свобода человека, т.е. достоинство личности должно лежать в основе образования и развития всех отношений гуманистического общества. Достоинство человека определяется не его знатным происхождением, не материальным богатством, а знаниями, добытыми и освоенными им в его жизни, что является самым ценным духовным богатством. Во-вторых, в гуманистическом обществе должен быть принцип гармонического сочетания духовного и материального богатства личности при приоритете, разумеется, духовного самосовершенствования человека. Более того, духовное богатство должно стать основой получения материального вознаграждения благодаря интеллектуальной частной собственности. Идеал гуманистической идеологии – это духовно и материально богатая личность.

Вместе с тем духовное богатство человека, в-третьих, в будущем обществе станет основой подавления эгоистического самолюбия и других антигуманных проявлений (эгоизм, злость, ненависть и пр.). Чувство собственного достоинства человека и уважение им достоинства других индивидов явится нравственным «рычагом», которым будет преобразовано общество зла в общество добра и справедливости. Подавление в себе зла – это один из основных нравственных принципов гуманизма. Если человек не научится подавлять в себе зло сам, то общество будет вынуждено подавлять его злодеяния сначала добром, а затем после неподчинения зла добру подавлять его насилием[32]. Законы должны защищать добрых и справедливых людей и карать злодеев. Знание как сила должно устрашать невежд, ибо самое страшное на свете – это деятельное невежество, как подчеркивал И. Гете. Не зря сказано, что пусть все «скоты» на Земле дрожат, когда совершаются великие открытия.

В отношениях между неравными от природы, в-четвертых, должно стоять милосердие и человеколюбие, а не отношения рабов и господ, как утверждал Ф. Ницше.

Дифференциация людей на элиту, сверхлюдей, и толпу – антигуманна в своем основании. Иисус Христос и Ф. Ницше создавали новую мораль, но христианская мораль гуманна, ницшеанская – антигуманна. В новом гуманистическом обществе, очевидно, будет действовать новая мораль, основанная на гуманистических традициях человечества: не стоящая по ту сторону добра и зла, как у Ницше, и не христианская мораль, принижающая роль человека и его достоинство перед Богом. Это – мораль, находящаяся по эту сторону добра и зла и возвышающая достоинство человека как высшую ценность, доводя его до нравственного самосовершенствования. Гуманизм будет идеологией не «рабов божьих», а идеологией свободных и достойных граждан мира.

В-пятых, с достоинством человека тесно связан принцип чести и честности личности гуманистического общества. Честность новой личности (сверхчеловека, по Ницше) имеет смысл лишь при условии наполнения его гуманистическим содержанием. В основе нравственных ценностей должны лежать знания разумного поведения человека. Совесть как внутренний критерий поведения человека определяется именно внутренними знаниями, которые индивид освоил в своей жизни (понятие «совесть» происходит от древнерусского слова «ведать», что означает знать, обладать знаниями).

Кроме указанных выше принципов, в-шестых, в будущем обществе должен действовать принцип всеобщего согласия между индивидами, группами, партиями, нациями и странами. Именно данный принцип служит фундаментальной основой решения извечной проблемы «индивид – общество». Он будет пронизывать все сферы человеческой деятельности. Следовательно, и культура будущего гуманистического общества тоже станет системой согласований. Ведь современная культура отнюдь не является согласованием, что в конечном счете приведет к потере ее смысла, а без него общество просто рассыплется, лишится ценностей и целей. Недостаточная согласованность, или некогерентность, ценностных представлений и цели приводит к психическим и физическим страданиям индивидов. Поэтому необходимо достижение согласованной культуры, когерентного общества. Только тогда человек обретет творческую свободу, возникающую спонтанно, без всякого насилия.

Поэтому, в-седьмых, принцип свободы творчества человека во всех ее формах становится важнейшим принципом гуманистической цивилизации. Общество обеспечивает одинаковые социальные «стартовые» условия жизни для всех, а далее все зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей человека в процессе его свободного труда и творчества. Для свободного творческого труда должны существовать стимулы человека в его труде. Одним из них должно быть справедливое вознаграждение за труд, причем – чем более труд является творческим, тем больше он должен стоить, значить для человека и общества. Вершиной творческого труда является труд по производству новых знаний. Идеальный вариант, к которому будет стремиться гуманистическое общество – дать возможность каждому человеку развить свои способности и в соответствии со своими талантами и интересами найти себя в той сфере деятельности, где бы он смог заниматься творческим трудом и утвердить себя.

В-восьмых, важнейшим и определяющим в гуманистическом обществе будет являться его идеология. Ее основу составляет учение, которое определяет становление и развитие новой цивилизации на базе знаний о мире и роли человека в нем. В свою очередь знание будет представлять собой единство философского, научного, художественного, нравственного, правового, политического, экономического и экологического знаний. Идеология гуманизма – это также система ценностей и ценностных ориентации, принципов организации и управления общественной жизнью, идеалов и директив действия, идеологических чувств и веры. Интегрирующая роль идеологии гуманизма состоит в том, что она дает возможность гармонического, т.е. целостного, а не одностороннего развития экономики, политики и культуры.

Так как высшей целью нового общества явится формирование и развитие целостной личности, а сущность человека определяется совокупностью знаний, освоенных индивидом в жизни, а не совокупностью всех безличных общественных отношений, то в процессе становления гуманистического общества будет происходить переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Главной задачей общества гуманизма станет повсеместное производство знаний как важнейшей государственной проблемы, а производство материальных товаров – как результат производства знаний. В этом – основное отличие гуманистического общества от современного западного и постсоциалистического общества. Гуманистическое общество будет обществом знаний, при этом определяющими станут нравственные знания и ценности человека.

Наконец, следует отметить, в-девятых, и такую немаловажную черту общества социального гуманизма, как существование палитры этнических культур. Нельзя не согласиться с утверждением Н. Моисеева, который пишет: «Общество в обозримом будущем неизбежно сохранит свою мозаичность и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы ни были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, во всяком случае ближайших десятилетий, останется разобщенным (хотя в нем и появятся объединения типа Западноевропейского) и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир «нового индивидуализма», стремящийся к тому, чтобы личность могла максимально проявить свои творческие способности. Какие общественные структуры смогут его обеспечить – об этом говорить не берусь».

Само собой разумеется, в-десятых, что в гуманистической цивилизации будет неуклонно соблюдаться экологический императив. Эта тенденция для своего осуществления с необходимостью приведет к определенному ограничению свободы личности и выработки некоторых новых нравственных начал (о биоцентризме, например, шла речь у нас во второй главе). «Создание такого рационального общества, – подчеркивает Н. Моисеев, – условие для необходимого выживания. Без этого наша будущность проблематична».

Изложенная абстрактная модель будущего гуманистического общества будет иметь конкретно-исторические формы своего развития, т.е. национальные модели со своими особенностями и спецификой в каждой стране. В России вполне возможно осуществление этой модели с учетом ее этнического разнообразия; ведь наше отечество является уникальным, ибо оно на протяжении длительного времени развивалось одновременно и по пути создания аристократической, имперской нации, и по пути формирования демотической, этнической нации. В результате российское государство терпело трижды крах в своей истории – в начале XVII столетия, в 1917–1921 и 1990-1991 годах. Исходя из этого, американский историк Дж. Хоскинг задается вопросом о том, сможет ли Россия возродиться как нация без империи, и дает такой ответ: «Ответ на этот вопрос потребует десятилетий. Очевидно, однако, одно. Империя, столь необходимая когда-то, становилась все более тяжелой обузой для всех наций, и прежде всего для самих русских, номинальных хозяев этой империи. Коллапс империи приносит войны, разрушения и нищету. Но он же дает возможность и лучшей жизни, если у приходящих на смену империи государств хватает мудрости создать новый тип сообщества, которое позволило бы им жить в мире друг с другом и обеспечить сносную жизнь для собственных граждан. Этот вызов время бросило всем нациям бывшего Советского Союза, но прежде всего – русским».

Предпосылки будущего гуманистического общества в настоящее время уже формируются в наиболее развитых посткапиталистических странах мира. Будущее человечества, таким образом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, а за обществом социального гуманизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: