1. Ленк Х. Размышления о современной технике/Пер. с нем. под ред. В.С. Степина. – М., 1996.
2. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.
3. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.
4. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.
5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Уч. пос. для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М., 2002.
6. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня/ Й. Хейзинга; Пер. с Нидерланд. В. Ошиса. – М., 2004.
7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.
8. Поликарпова В.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для студентов специальности 020600 «Культурология». Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2000.
9. Искусство в мире духовной культуры. Е.П. Шудря, В.И. Шинкарук и др. Киев: Изд-во «Наукова думка». 1985.
10. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2 Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991.
11. Глобалистика: Энциклопедия/Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков: Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.
12. Информационная культура и глобальные проблемы человечества. Антология. Сост. А.И. Кравченко. – М.: Академические Проект; М.: Сварог, 2002.
13. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989.
14. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
15. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М., 1998.
16. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003.
17. Поликарпов В.С. Контуры будущего цивилизаций. СПб. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
18. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др. – М.: Высш. шк., 2002.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.. 3
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.. 28
НАУКА, ТЕХНИКА И КУЛЬТУРА.. 60
ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.. 83
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ. 102
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 110
КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.. 147
СЛОВАРЬ. 176
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ». 189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 206
ОРОЕВ Николай Андрианович
ПАПЧЕНКО Елена Викторовна
Методическое пособие для подготовки
к семинарским занятиям по курсу
Культурология
Для студентов всех специальностей
Технический редактор Л.Ф. Белова
ЛР№020565 от 23 июня 1997г. Подписано к печати 29.12.04.
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Офсетная печать. Усл.п.л. – 13,1. Уч.-изд.л. – 13,0.
Заказ №. Тираж 100 экз.
“С”
Издательство Таганрогского государственного
радиотехнического университета
ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44
Типография Таганрогского государственного
радиотехнического университета
ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1
[1] Этой стороны нельзя не заметить в развитии Стриндберга и особенно Ибсена, который всегда был только гостем в цивилизованной атмосфере своих проблем. Мотив "Браыда" и "Росмерсхольма" представляет собой замечательное смешение прирожденного провинциализма с приобретенными теоретическим путем горизонтами мирового города. Нора – это прообраз выбившейся из колеи благодаря прочтенным книгам провинциалки.
[2] Он запретил культ городского героя Адраста и исполнение гомеровских песен, чтобы подорвать духовные корни дорического дворянства (около 560 г.).
[3] Глубокое слово, которое получает свой смысл в ту минуту, когда варвар становится культурным человеком, и вновь теряет его, когда цивилизованный человек усваивает себе точку зрения "ubi bene, ibi patria".
[4] Поэтому христианскому влиянию подпали в первую очередь те римляне, которым средства не позволяли быть стоиками.
[5] В Риме и в Византии строились шести- и даже десятиэтажные квартирные дома – при наибольшей ширине улиц в 3 метра, при отсутствии каких бы то ни было полицейско-строительных правил, дома эти нередко обрушивались, погребая под собой своих жильцов. Большая часть "римских граждан", для которых «хлеб и зрелище» составляли все содержание жизни, имели только дорого оплачиваемую койку в этих наподобие муравейника кишащих жильцами "insulae".
[6] Немецкая гимнастика с 1813 г. и от тех в высшей степени провинциальных исконных форм, которые ей придал около этого времени Ян, быстро развивается в сторону спортивности. Уже в 1914 г. различие любой берлинской спортивной площадки в дни больших состязаний от римского цирка было очень незначительно.
[7] Вся литературная борьба, ведущаяся в Германии за период времени с 1880 г., представляет собой борьбу незначительных, впрочем, людей из-за городской и провинциальной поэзии (отечественного искусства).
[8] От лат. «puer» - ребенок, мальчик, отрок.
[9] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.– М., 1979, с. 362.
[10] Толстой Л. Н. Дневник 1896 г.–Поли. собр. соч. М., 1953, т. 53,
[11] 29 Вернадский В. И. Размышления натуралиста.–М., 1977, с. 24.
[12] J2 Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики».– Поли. собр. соч., т. 29, с. 195.
[13] Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. М., 1955, т. 2, с. 693
[14] В сентябре 1984 года 8 состав ООН входило 159 государств.
[15] A la carte (франц.) – порциями.
[16] Europe des regions (франц.) – региональная Европа.
[17] Hurope des patries (франц.) – Европа отечеств.
[18] Vox populi (лат.) – глас народа.
[19] Эта новая восприимчивость присуща не только творцам искусства, но также и публике. Если сказано, что новое искусство есть искусство для художников и понятное художникам, ясно, что речь идет не только о тех, кто его создает, но и о тех, кто способен воспринимать чисто художественные ценности.
[20] Ультраизм, пожалуй, одно из наиболее подходящих обозначений для нового типа восприимчивости.
[21] Одна попытка была сделана в этом крайнем духе – некоторые работы Пикассо, но с поучительным неуспехом.
[22] к кому; от кого (лат.).
[23] Эксперименты дадаистов. Подобные экстравагантные и неудачные попытки нового искусства с известной логикой вытекают из самой его природы. Это доказывает ex abundantia (с лихвой [лат.]), что речь на самом деле идет о едином и созидательном движении.
[24] «Всякое мастерство леденит» (фр.).
[25] Причинность и мотивация суть, стало быть, два совершенно различных комплекса. Причины состояний нашего сознания не составляют с нами единого целого – их выявляет наука. Напротив, мотивы чувств, волевых актов и убеждений нерасторжимы с последними.
[26] одно вместо другого (лат.).
[27] С более тщательным анализом того, что значит Дебюсси на фоне романтической музыки, можно познакомиться в моем эссе «Musicalia».
[28] Носов Н.А. Реальные нереальности//Человек.1993. №1. С.35-36.
[29] Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985. С.88.
[30] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С.341.
[31] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983. С.179.
[32] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою//Путь к очевидности. М., 1993.
[33] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С.315.