Е = %ΔQi / %ΔPj = ((Q1i – Q0i) / (Q1i+Q0i) / ((P1j-P0j)/(P1j+P0j)
Значения коэффициентов эластичности зависят от характера связи между товарами. Если они являются взаимозаменяемыми, то коэффициент эластичности будет иметь положительное значение, если взаимодополняемыми, то – отрицательное.
Знание даже порядка величины эластичности полезно для решения многих практических задач.
Ограничения использования коэффициента эластичности:
— Эластичность измеряет поведение при покупке, она выявляется задним числом; ее прогнозная ценность зависит от стабильности условий, в которых проводилось наблюдение. Ее нельзя использовать для установления цен на новые товары.
— Во многих случаях необходимо не только узнать, как адаптировать цену к чувствительности рынка, но и определить, как воздействовать на эту чувствительность в нужном для фирмы направлении.
— Эластичность измеряет влияние цены на объем покупок, но не влияние цены на такие характеристики, как готовность к испытанию товара, уровень эксклюзивности, приверженность марке.
|
|
— Кроме того, на практике часто очень трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для «расчета» на их основе оптимальной цены.
Восприятие потребителем цены, качества и ценности потребительских товаров является одной из важнейших детерминант покупательского поведения и выбора продукта.
Соотношение «цена – качество» может оцениваться с двух сторон: с точки зрения производителя и с точки зрения потребителя товаров.
Рассматривая соотношение «цена - качество» товара принято отталкиваться от следующих категорий:
1) «объективное качество»
2) «воспринимаемое качество»
3) «объективная цена»
4) «воспринимаемая цена»
Термин «объективное качество» используется для описания фактического технического превосходства или преимущества продуктов, и относится к превосходству, измеряемому и проверяемому по какому-либо заранее установленному идеальному стандарту или стандартам.
У потребителя нет достаточной информации для учета объективного качества, а потому для него характерна оценка воспринимаемого качества.